РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА
Успех или неудачу определяет совокупный (интегральный) индекс конкурентоспособности. Предприятие может разработать одно из нескольких направлений маркетинговых действий:
• корректирующие управляющие воздействия на товарную стратегию компании, а также на планы и стратегии маркетинга, в том случае, если производилась переоценка конкурентоспособности значительной части выпускаемого предприятием ассортимента продукции,
• пересмотр производственной программы организации, а также учетной политики компании, и внесение соответствующих изменений,
• управление ассортиментом выпускаемой продукции в целях оптимизации и повышения его в структуре доли самых конкурентоспособных товаров,
• выбор и реализация методов по обеспечению конкурентоспособности.
В зависимости от того, какой совокупный индекс конкурентоспособности был получен в отношении данного товара, должны быть приняты соответствующие решения: либо об увеличении выпуска и сбыта продукции, если совокупный индекс достаточно для этого действия высок, либо, наоборот, о снижении выпуска и сбыта при низком его значении. Параллельно с этим принимаются решения о сопутствующей организационной и информационной поддержке товара.
Вместе с наиболее популярным расчетным методом интегральной оценки конкурентоспособности допускается использование и других методов оценки конкурентоспособности, которые, например, могут представить собранные данные в самых разнообразных формах: матричные, графические, комбинированные.
На этапе производства важнейшими направлениями повышения конкурентоспособности товаров являются:
• обеспечение заданного качества или разработка и проектирование новых видов товаров и услуг,
• использование привлекательной и по внешнему виду, и по размерам упаковки,
• уменьшение издержек производства.
Этап обслуживания выпущенного товара или предоставления сопутствующих услуг принципиально отличается от этапа производства. Производство в наиболее значительной мере определяет основополагающие характеристики потребительской ценности или стоимости товаров. На этапе предоставления услуг основные усилия направляются на сохранение достигнутого качества, предотвращение качественных и количественных потерь.
За счет обслуживания существенно повысить конкурентоспособность продукции очень трудно. Могут потребоваться большие финансовые и трудовые усилия для придания товару дополнительной ценности в глазах потребителя. Это может обеспечить грамотно проведенная рекламная кампания и предоставление полезного или просто приятного потребителю дополнительного обслуживания до и после продажи.
Есть и чисто экономический рычаг увеличения конкурентоспособности в данной сфере:
уменьшение надбавок на товары в сети каналов товародвижения,
снижение цен и надбавок на услуги,
снижение издержек обслуживания без снижения качества предоставляемых услуг.
Самым перспективным средством повышения конкурентоспособности товара в сфере обслуживания на данный момент является предоставление потребителям дополнительных услуг, а также подробной и вызывающей доверие информации о производителе и товаре, что позволяет придать товару дополнительную потребительскую ценность в глазах потребителей.
Системой обеспечения конкурентоспособности продукции называется вся совокупность структур организации и проводимых ими мероприятий, направленных на увеличение потребительских предпочтений данного товара.
Система обеспечения конкурентоспособности состоит из внешней среды:
• вход. На «вход» поступаю материалы, сырье, полуфабрикаты, оборудование, комплектующие изделия; и нематериальные ресурсы: информация и кадры. Очевидно, что повышенная конкурентоспособность требует наилучшего сочетания цены и качества поступающих ресурсов.
• выход. На выходе произведенный товар или услуга поступает в систему распространения компании или ее партнеров.
• связь с внешней средой включает учет таких факторов, как: социально- экономические, экологические, юридические, научно-технические, природные и многие других, которые так или иначе влияют на конкурентоспособность.
Обратная связь должна поддерживаться компанией постоянно, чтобы всегда иметь информацию о потребительских предпочтениях, ожиданиях, запросах и требованиях к качеству и уровню товара и цены.
Управление персоналом компании как подсистемой внутренней среды организации имеет несколько характерных особенностей:
• нацеленность персонала на запланированный уровень обеспечения и поддержания конкурентоспособности товара или услуги на протяжении всего технологического цикла;
• быстрое и своевременное приспособление сотрудников к постоянно изменяющимся условиям конкурентной борьбы;
• постоянное повышение квалификации;
• систематическая оценка конкурентной среды: преимуществ и недостатков данной организации, производимых и реализуемых ею товаров, оказываемых ею услуг; и преимуществ и недостатков конкурентов, их товаров или услуг;
• ориентация на поддержание и развитие в требуемую сторону потребительских предпочтений;
• умение обеспечить конкурентоспособность продукции на этапе ее продвижения на рынок и обслуживания.
Все указанные выше принципы и условия разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности должны применяться в комплексе. Только так можно будут достигнуты достаточно хорошие показатели способности товара или услуги конкурировать на данных рынках.
|