РОЛЬ МАРКЕТИНГА В СТРУКТУРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Понятие международного маркетинга применимо к деятельности международных фирм и организаций, чья сфера интересов охватывает не только национальные , но межнациональные рынки. В международных организациях всегда есть сеть подконтрольных дочерних предприятий и филиалов, организованных в ряде других стран. Эти дочерние предприятия выпускают продукцию уже заранее ориентированную на рынок данной страны и на потребительский спрос на рынке и для ее производства используют сырье и материалы материнской, главной организации. Международные компании используют технологическое кооперирование и специализации дочерних предприятий, но осуществляют контроль их деятельности с учетом разницы предприятий в правовом положении.
Маркетинг международной организации направлен на ориентацию производства товаров, пользующихся спросом на международном рынке и на потребности конкретных национальных рынков.
В теории современного маркетинга международный маркетинг определяется как соответствующий образ мышления и связанный с ним подход к принятию решений с точки зрения максимально полного удовлетворения потребностей потребителей. В структуре международной организации определяет и ставит задачи материнское, главное предприятие, равно как оно же и координирует деятельность подчиненных предприятий. В этом процессе важную роль играют маркетинговые программы структурных подразделений компании. Они определяют международную деятельность фирмы в целом и служат предпосылкой планирования производства. В результате фирмой заключаются международные соглашения и сделки.
Всего в мире на данный момент около 35 тысяч международных фирм. Теория маркетинга определяет международные фирмы, как особые формы организации хозяйственной деятельности, основанные на кооперации труда сотрудников многих организаций, расположенных в ряде иностранных государств и объединенных единым названием предприятия. Деятельность такого рода направлена на усиление конкуренции на международных товарных рынках. Международные фирмы и организации обладают рядом специфических черт. К ним относятся большие масштабы производства, высокая степень трансплантации производства и капитала в результате роста иностранной экономики, специфический характер социальных и экономических отношений внутри фирмы, разделение производства некоторых продуктов или товаров между отраслевыми дочерними предприятиями, перевоплощение международных фирм в итоге в многоотраслевые концерны. Развитие концернов свидетельствует о высокой концентрации производства. Развиваются специализация производства и кооперирование, носящие международный характер.
В связи с развитием процесса разделения труда по отраслям развивается внутри фирменный обмен продукцией, которому свойственны некоторые специфические черты. Они проявляются в том, что внутрифирменные поставки между дочерней и материнской компаниями приобретают товарную форму, хотя по своему существу не являются таковыми. Организационно-территориальная обособленность подразделений не делает их собственниками продукта, который является собственностью компании в целом. Существующая специализация заставляет развиваться обмен продукцией, который не переходит в руки к конечным покупателям. Обмен происходит внутри хозяйственного комплекса компании.
Международные организации на рынке выступают не только как поставщики уже готовых товаров, но и как организации - субъекты некоммерческого замкнутого товарооборота. Процесс усиления концентрации производства и капитала на международном и национальном уровне свидетельствует о стремлении фирм к диверсификации производства и оформлении самостоятельных производственных организаций на месте бывших отраслевых. Международные фирмы становятся продуктами и составными частями процесса транс национализации производства и капитала.
Фирмы внедряются в национальную экономику стран с помощью развитой сети дочерних подразделений и поэтому влияют на экономическую и политическую жизнь стран.
Настоящее время на международном рынке появляются не крупные концерны, а небольшие международные фирмы развитых стран, созданные на базе использования новейших технологий. Они производят и выпускают конкурентоспособную продукцию с некоторыми конкурентными преимуществами. Эти преимущества их продукции помогают им проникнуть на международный рынок. Некоторые из этих фирм начинают обслуживать крупные компании и поставлять им оборудование и сырье.
Для международных фирм характерно стремление к смене поставщиков и постоянному поиску более выгодному для них сотрудничеству.
В настоящее время все большее значение приобретает совершенствование экономических методов управления, основанных на применении стратегий международного маркетинга. Растут глобальные стратегии фирм, основанные на долговременном и стабильном производстве конкретных видов продукции. Разрабатывая свои программы по производству и сбыту продукции, международные фирмы стремятся получить как можно больше выгоды от разницы в экономической ситуации на рынках разных стран. Смысл маркетинга как функции управления заключается в определении целей развития научно- технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы, направленной на обеспечение прибыли на основе учета требований мирового рынка.
Международный маркетинг с функцией управления характерен для всех международных фирм. Он является отправной точкой в планировании, направленного на создание благоприятных условий для максимального использования производственных ресурсов и выпуска продукции в международном масштабе.
Целью международной маркетинговой деятельности является ориентация всего производства на выпуск конкретных товаров для всех рынков сбыта, на которых работает фирма.
|