Требуется лидер. Рынок труда становится все более стабильным. Все меньше специалисты и руководители готовы прервать успешную карьеру одной и в другую из-за прибавки зарплаты. Между тем, влияющих на решение о таком переходе, все чаще и чаще работать команде с настоящим С другой стороны, как сказал один из настоящие лидеры в компании - «стратегический Чем же такой спрос на лидерство, у руководителей, так и у десятилетие темпы работы современного бизнеса от компании постоянных изменений. Нововведения внедряются быстро, в команда сплошь из компетентных, гибких и высокомотивированных сотрудников. команды, тратя свои силы на деструктивные конфликты, короткие сроки достигать амбициозных целей. В мировой практике подобные самоорганизующиеся команды встречаются, хотя и редко. для внедрения нового команде нужен лидер. – это главный изменений. Лидеры – ресурс, делающий возможным планирование нововведений. Лидер – с подчиненные готовы расти изменяющемся мире. Руководство и лидерство достижения долгосрочных целей из каждодневных усилий команд в компании: отделов, Часто при неуспехе команды ложится на ее руководителя. Как в спорте. – игроки. Команда терпит поражение – проигрывает тренер. Вся ответственность за результат команды – на ее лидере. Ответственность за результат подразделения – единственное, что нельзя делегировать. Только руководитель, применяя власти, может сделать так, чтобы подчиненные выполнили свою работу на нужном качества. О каких рычагах власти идет Рычаги власти руководителя, (П. и К. Бланшар): - Законная власть.
- Наличие связей и использование. знания.
- Обладание информацией. поощрять.
- Право наказывать.
- Личность лидера.
Когда руководителю недостаточно первых 6-ти а нужно инструментами лидера? Это зависит от особенностей людей ней. Есть такие подчиненные, которые практически любого человека руководителя и идти за ним исключительно в силу желания подчиниться установленному порядку. Другой уровень иерархии – достаточное чтобы подчиниться. Для других сильный мотив – недоступными для остальных каналами Если решения нелогичными, не вполне оправданными – срабатывает установка: «Значит, он что-то знает! дыма без огня!», а - «Жираф большой – видней!» Третьи – готовы подчиниться из-за того, что у руководителя есть полномочия поощрять или Про сказать: «Люби как тряси грушу!» или «Не подмажешь – не поедешь!» Но есть подчиненные, готовы подчиниться только тем, кого они уважают, кому они доверяют, у кого учиться, у руководителей, которые имеют победителя. ли использование только 7-го рычага власти? Наверное да, но такие личности, 7-й рычаг, быстро приобретают и другие. Не каждый, обладающий формальной руководитель – Но обратное – на 100%: Каждый лидер власть! Лидер, пусть неформальный, может и поощрить и к нему стекается ключевая информация, он быстро нарабатывает внешние связи и т.д. Поэтому эффективному руководителю нужны лидера. зря слово Leadership в переводе и руководство и В современной России руководителю важно быть лидером. Далее буду делать разницу этими понятиями – лидер и руководитель, буду использовать их синонимы. Лидер – кто он? Точного определения лидера существует ни в официальной науке, в обиходе. Кого называем лидером? кто впереди на соревнованиях – Тот, кому доверяют – лидер. кто умеет организовать людей – лидер. Тот, за кем идут – Тот, популярнее в – лидер. Лидерами мы называем не мы говорим про «Лидер продаж», про компанию «Лидер на рынке». Даже в мире есть несколько видов непохожих друг на друга по своим функциям лидеров. А какие существуют в современном обществе? Какие лидеры в организациях? Для этого сделаем небольшой историю изучения лидерства. Исследование лидерства, наука началась боле 100 лет назад. В начале 20в. активно изучались известных лидеров. биографии и книги известных лидеров – хиты Первая описать системно лидерство была сделана Куртом Левиным, при помощи «теории малых групп». Было что люди, включенные реагируют действуют поодиночке. термин – групповая динамика. Теория «малых групп» актуальна до сих пор. годах новый подход теория «личностных В основе ее о том, что как бы человек не разбирался в групповой – его это не сделает лидером. Для этого нужно обладать качествами, которые есть у всех До сих пор идет процесс составления полного и непротиворечивого списка. В 60-х годах в социальной психологии бихевиоризм. внимания переместился с самого лидера на его поведение. Было отмечено, что от личностных качеств, некоторые модели поведения позволяют лидерам успешно выполнять Был налажен поиск удачных «управленческих алгоритмов» и обучение «правильным действиям». появления теории ситуативного лидерства в 70-80 годах послужило то, стало очевидно эффективные лидеры действуют по-разному в ситуациях. лидерских приемов – нет. А модели продиктован требованиями окружения. Начиная работ Тома Питерса Роберта Уотермана, опубликованных книге поисках совершенства» (1982г.), появился новый подход – теория совершенного Активно изучаются те лидеры, которые наилучших Книги Дж. Коллинза «Построенные навечно» и «От к великому», которые сейчас заслуженной развивают этот подход и далее. Если подвести итог всех то можно сказать, что эффективный лидер – это эксперт групповых процессах, который обладает определенным набором лидерских личностных черт, он гибко модели поведения в соответствии с ситуациями, при этом являясь корпоративных ценностей. и команда. Лидерские роли. Что ожидает от такого лидера команда и компания в целом? вышестоящие руководители лидеры других в организации. На первый некоторые функции по отношению к команде чуть ли не другим. Например, сплочение – предотвращение избыточных обратной связи (нет замалчивания – предотвращение С одной стороны – стабилизатор а с другой – источник Т.е. лидер – компенсирует то, чего не хватает команде для внешней командной недостаточно сплоченности команды для – он ее развивает, если сверх меры – он ее разрушает. образом, можно роли лидера, которые он выполняет в команде. То, какую именно лидерскую роль использовать от 2-х внешняя командная цель, состояние команды. Информационный лидер - определенность, предсказуемость внешней среды для команды . Процитирую одного из топ-менеждеров: не знаю что произойдет дальше (например, изменения законодательства, регламентирующего деятельность компании) – все равно даю понять подчиненным, что все под контролем. Иначе не смогут спокойно работать». По к метафора: «Ты что, самый умный?» «Да!». лидер слов: директива, - Мотивирует подчиненных на достижение целей. Убеждает в выгодности достижения для каждого, стимулирует, наделяет полномочиями, аргументирует свои предложения для команды. «Тебе что, больше всех надо?» - Проактивный - Организует, координирует действия для внешних целей. Мало чтобы подчиненные захотели достижения командных чтобы знали что, когда как каждому надо делать. «Ты что, лучше всех знаешь к цели?» - «Да!». Социоэмоциональный лидер - у каждого подчиненного приверженность к команде. приверженности: 1) симпатия членов команды к другу работать с хорошими людьми), 2) степень, в которой команда помогает каждому ней своих собственных (м.б. несвязанных с его работой). Метафора: «Тебе больше дороги люди?» - «Да!». Лидерские и уровень развития команды, организации. Развитие продаж охват рынка, рост организации целом и проходит в несколько этапов. На каждом из них востребованы разные компетенции лидеров. словами адекватны определенные лидерские роли.
На этапе зарождения (I). С стороны все делается в неопределенности, а больших и зримых результатов нет – падает уверенность успехе, и постоянно нужна «подкачка» мотивации подчиненных по отношению внешней цели. Поэтому, критично наличие информационного и директивного лидера. На развития активно развиваются технологии бизнес-процессы. Нужно обучать, координировать действия людей. Во интенсивного роста правило происходит приток новых людей в команду. Важны директивного и проактивного лидера. На зрелости –Интенсивный рост завершен, остается «выжать» максимум имеющихся ресурсов (люди и технологии). Часто происходит сброс балласта и оттачивание на эффективность. Важны проактивный социоэмоциональный лидеры. этапа старения, стагнации (IV). Цель этапа сохранить команду и создать новую Иначе дальнейшем неизбежен упадок. Нужен социоэмоциональный и информационный На этапе возможна существенная смена команд лидеров в компании. Т.к. не оказываются приспособленными переменам. По предварительной оценке: 50% лидеров эффективно действуют только в 1 роли; 30% 2-х ролях; Только эффективно может использовать все лидерские роли, универсал. Иногда повысить свою универсальность невозможно из-за психофизиологических причин, иногда лидеры просто не Например, есть много лидеров, интересно только с «новыми проектами», в малых коллективах, где неформальная А большой компании, где они работать не хотят – из одной развивающейся компании в другую. Возможно и обратное. Таким образом, при стратегическом планировании можно учесть то, что не все лидеры команд к переменам. говорится, кто предупрежден – тот Можно ли обучить лидерству? Встречаются на этот счет две зрения: 1) Человек или или ведомый. И никакие тренинги ему не 2) Лидерами рождаются, а становятся. Т.е. практически из любого можно сделать Как известно, крайностях правды нет», а «истина где-то рядом». С одной стороны, стремление стать по книгам или лекции наивно. С другой, необходимы компании, найти их на рынке труда почти Нужно способности тех, кто наличии. В любом случае, важно учитывать что лидер себя сам! В тренинге «Практика лидерства» моделируются ситуации, требующие от участников применения инструментов лидера (конкуренция стороны подчиненного, конфликты в команде, неопределенность среды вне команды, и каждый технологии приобретения и укрепления лидерских позиций коллективе.
|