Требуется лидер. Рынок становится более стабильным. Все меньше специалисты руководители готовы успешную карьеру в одной компании и перейти другую из-за прибавки зарплаты. Между тем, среди факторов, влияющих на решение таком переходе, все чаще чаще встречается работать команде с настоящим лидером. С другой стороны, как один топ-менеджеров, настоящие лидеры в компании - «стратегический дефицит». Чем же обусловлен спрос на лидерство, как руководителей, так и у подчиненных? Последнее десятилетие темпы работы современного бизнеса требуют от компании постоянных изменений. быстро, если в команда состоит сплошь компетентных, гибких и высокомотивированных сотрудников. команды, не тратя свои силы деструктивные готовы в сроки достигать амбициозных В мировой практике подобные самоорганизующиеся команды встречаются, хотя редко. Чаще для нового нужен лидер. Лидер это главный драйвер изменений. Лидеры – ресурс, возможным планирование нововведений. – человек, которым подчиненные готовы расти в изменяющемся мире. Руководство и лидерство Результаты достижения целей складываются из каждодневных усилий команд в подразделений. Часто при команды вся вина на ее руководителя. Как в спорте. Побеждает команда – Команда терпит поражение – тренер. Вся ответственность за результат команды – на ее лидере. Ответственность за результат подразделения – что нельзя делегировать. Только руководитель, применяя свои рычаги может сделать так, чтобы подчиненные свою работу на нужном уровне качества. рычагах идет речь? Рычаги власти руководителя, лидера (П. Херси К. Бланшар): - Законная власть.
- Наличие связей и их использование. знания. информацией.
- Возможность поощрять. наказывать.
- Личность
Когда недостаточно первых 6-ти рычагов, а нужно обладать лидера? зависит от команды особенностей людей ней. Есть такие подчиненные, которые готовы принять практически любого человека в руководителя и за ним исключительно в силу подчиниться установленному порядку. иерархии – достаточное основание, чтобы подчиниться. Для других мотив – обладание знаниями, недоступными каналами информации. решения кажутся нелогичными, вполне оправданными – срабатывает установка: «Значит, он что-то знает! без огня!», а иногда - «Жираф большой – ему видней!» Третьи – готовы подчиниться из-за что руководителя полномочия поощрять или Про можно сказать: «Люби как но тряси как грушу!» или «Не подмажешь – не поедешь!» Но есть и четвертые которые готовы подчиниться только тем, кого доверяют, у кого готовы учиться, у руководителей, которые имеют имидж победителя. Возможно ли использование только рычага Наверное - да, но часто такие личности, имея 7-й рычаг, быстро и другие. Не обладающий формальной властью руководитель лидер. Но обратное – на 100%: Каждый имеет власть! Лидер, пусть и неформальный, может и и наказать, к нему стекается ключевая он быстро связи и т.д. Поэтому эффективному руководителю нужны инструменты лидера. Не зря слово Leadership переводе и и лидерство. В современной России быть лидером. Далее я буду делать между понятиями – лидер и эффективный руководитель, буду использовать как синонимы. Лидер – кто он? Точного определения лидера не существует ни науке, ни в обиходе. мы называем лидером? Тот, кто соревнованиях – лидер. Тот, кому – лидер. Тот, кто умеет организовать людей – лидер. Тот, за кем идут – лидер. Тот, кто других в группе – лидер. Лидерами мы только людей, мы про товар - про компанию – «Лидер на рынке». Даже в животном мире есть видов непохожих друг на друга функциям лидеров. А какие лидеры существуют в современном обществе? Какие востребованы в организациях? сделаем небольшой экскурс в изучения лидерства. Исследование лидерства, как наука началась 100 лет В 20в. активно изучались биографии известных лидеров. И биографии и книги известных лидеров хиты продаж. Первая описать была сделана Куртом Левиным, при «теории малых Было доказано, что люди, включенные в группы, реагируют и действуют иначе, чем поодиночке. Появился термин – групповая динамика. Теория «малых сих пор. 40-х годах новый подход – теория основе ее предположение о том, что как бы человек не разбирался в групповой динамике – его это не сделает Для этого нужно обладать которые есть у лидеров. До сих пор процесс составления полного и непротиворечивого списка. 60-х годах в социальной психологии Фокус внимания переместился с самого лидера на поведение. Было отмечено, независимо от набора личностных качеств, некоторые поведения позволяют лидерам успешно выполнять свою работу. Был налажен поиск удачных «управленческих стереотипов, и «правильным действиям». Причиной теории ситуативного лидерства в 70-80 годах послужило стало эффективные действуют по-разному в разных ситуациях. Универсальных лидерских – нет. А выбор модели поведения продиктован требованиями окружения. Начиная с работ Тома Питерса и Роберта опубликованных «В совершенства» появился – теория совершенного лидерства. Активно изучаются те лидеры, которые достигают наилучших результатов. Книги Дж. Коллинза «Построенные навечно» и «От к великому», сейчас пользуются заслуженной популярностью, развивают этот подход и Если подвести итог всех подходов, можно сказать, что – это эксперт в групповых процессах, который обладает определенным набором лидерских личностных он гибко эффективные модели поведения в соответствии с ситуациями, при этом являясь носителем корпоративных Лидер и команда. Лидерские Что ожидает от лидера команда и компания в целом? Например, вышестоящие руководители и лидеры в организации. На первый взгляд некоторые функции отношению к команде чуть не прямо противоположны другим. Например, – инициализация обратной связи замалчивания недовольств) – предотвращение С одной стороны лидер стабилизатор команды, а с другой – источник нестабильности. Т.е. лидер – компенсирует то, чего не хватает команде для достижения внешней командной недостаточно сплоченности для достижения – он развивает, если сплоченность меры – он ее разрушает. Таким образом, можно выделить четыре роли которые он выполняет в То, какую лидерскую роль использовать зависит от 2-х внешняя командная цель, команды. Информационный лидер - Создает определенность, предсказуемость среды команды . Процитирую одного топ-менеждеров: «Когда я не что дальше (например, после регламентирующего деятельность компании) – все равно я даю подчиненным, что у меня все под контролем. они не спокойно работать». По к нему справедлива метафора: «Ты что, умный?» - «Да!». Директивный лидер слов: директор) Мотивирует на достижение внешних целей. Убеждает в выгодности достижения для каждого, стимулирует, наделяет полномочиями, аргументирует свои предложения для команды. «Тебе что, больше всех надо?» «Да!». Проактивный - Организует, координирует действия для достижения внешних целей. Мало того, чтобы достижения целей. Важно, чтобы они знали когда и как надо делать. «Ты что, всех знаешь путь к цели?» - «Да!». Социоэмоциональный лидер - Развивает у каждого подчиненного команде. Составляющие 1) членов команды к другу (приятно работать хорошими людьми), 2) степень, которой команда помогает ней достигать своих собственных целей (м.б. несвязанных с его работой). Метафора: «Тебе больше чем кому-либо эти люди?» - «Да!». Лидерские и уровень развития команды, организации. _('vspace=10') align=left> Развитие системы (объем продаж продукта, охват рынка, рост организации в проч.) проходит несколько На из них востребованы разные лидеров. Иными словами - адекватны определенные лидерские роли.
зарождения (I). одной стороны все новое делается в среде неопределенности, с т.к. больших и зримых результатов еще нет – уверенность в успехе, и постоянно нужна «подкачка» мотивации подчиненных к внешней цели. Поэтому, критично наличие и директивного лидера. На развития (II) развиваются технологии работы, усовершенствуются бизнес-процессы. обучать, координировать людей. Во время интенсивного роста как правило происходит приток новых людей команду. Важны роли директивного и лидера. На этапе зрелости (III) рост завершен, остается «выжать» максимум из имеющихся ресурсов технологии). Часто сброс балласта и оттачивание на максимальную эффективность. Важны проактивный и социоэмоциональный Для этапа старения, стагнации Цель этапа – сохранить команду и создать Иначе в дальнейшем неизбежен упадок. социоэмоциональный информационный лидер. На каждом возможна существенная смена команд в компании. Т.к. не все оказываются приспособленными переменам. По предварительной оценке: 50% лидеров эффективно действуют в 1 30% в 2-х ролях; Только 1% может все 4 лидерские роли, универсал. Иногда повысить универсальность невозможно из-за психофизиологических причин, а иногда лидеры просто этого не хотят. Например, есть много лидеров, которым интересно работать только проектами», в коллективах, неформальная обстановка. в компании, где формализуются они хотят – «кочуют» из одной развивающейся компании в другую. Возможно и обратное. Таким образом, при стратегическом планировании заранее(!) учесть то, все лидеры команд будут готовы к Как говорится, кто предупрежден тот защищен. Можно ли обучить лидерству? этот счет две противоположные точки зрения: 1) Человек лидер, или ведомый. тренинги ему не помогут; Лидерами не рождаются, а становятся. Т.е. практически из любого человека можно лидера. Как известно, «в крайностях нет», а «истина где-то рядом». С одной стремление стать лидером книгам или посещая наивно. С другой, лидеры необходимы компании, найти их рынке труда почти Нужно развивать способности тех, кто есть наличии. В любом случае, важно то, что делает сам! В «Практика лидерства» моделируются ситуации, от участников применения инструментов лидера (конкуренция со стороны подчиненного, конфликты в высокая вне и И каждый осваивает технологии приобретения и укрепления лидерских позиций в коллективе.
|