Требуется лидер. Рынок труда становится более стабильным. Все меньше классные и руководители готовы прервать успешную карьеру одной компании и в из-за зарплаты. Между тем, среди факторов, влияющих на о таком переходе, все чаще встречается работать в команде с настоящим лидером. С другой стороны, как один топ-менеджеров, настоящие лидеры в компании - дефицит». же обусловлен такой спрос на лидерство, как у руководителей, так и у Последнее десятилетие темпы работы бизнеса требуют от компании постоянных Нововведения внедряются быстро, если в команда из компетентных, сотрудников. Такие команды, не тратя свои силы на деструктивные конфликты, готовы в короткие сроки достигать мировой практике подобные самоорганизующиеся команды встречаются, хотя и редко. для внедрения нового команде Лидер – это главный драйвер изменений. Лидеры ресурс, делающий планирование нововведений. Лидер – с которым подчиненные готовы расти в изменяющемся мире. Руководство и лидерство Результаты достижения долгосрочных целей складываются из каждодневных усилий команд в компании: отделов, при неуспехе команды вся вина на ее Как в Побеждает команда – игроки. терпит поражение – тренер. Вся за результат работы команды – на ее лидере. Ответственность результат подразделения – единственное, что нельзя Только руководитель, применяя свои рычаги может сделать чтобы выполнили свою работу на нужном О каких рычагах власти идет речь? Рычаги власти руководителя, лидера (П. Херси и К. Бланшар): - Законная власть.
- Наличие связей и их
- Специальные знания.
- Обладание информацией.
- Возможность
- Личность лидера.
Когда руководителю недостаточно первых 6-ти рычагов, а нужно обладать инструментами лидера? Это зависит от команды людей такие подчиненные, которые готовы практически любого человека в качестве руководителя и за ним исключительно в силу желания установленному порядку. уровень иерархии – достаточное основание, чтобы Для других сильный мотив – обладание руководителем знаниями, недоступными остальных каналами информации. Если кажутся нелогичными, не вполне оправданными срабатывает установка: «Значит, он Нет без а иногда - «Жираф большой – ему видней!» Третьи – готовы из-за того, что у руководителя есть полномочия или наказывать. таких можно сказать: «Люби душу, тряси как грушу!» или «Не – не поедешь!» Но есть и четвертые подчиненные, которые подчиниться только тем, кого они уважают, кому они доверяют, у у руководителей, которые имеют имидж Возможно ли использование только рычага Наверное - да, такие личности, имея только 7-й быстро приобретают и Не каждый, формальной властью – лидер. Но обратное – верно на 100%: Каждый лидер имеет власть! Лидер, пусть и неформальный, может и и наказать, к нему стекается ключевая он быстро нарабатывает внешние связи и Поэтому эффективному руководителю нужны инструменты лидера. Не зря Leadership переводе означает и лидерство. В современной России важно лидером. Далее не буду делать разницу между этими понятиями – лидер и эффективный буду использовать как синонимы. Лидер – кто он? Точного определения лидера не существует ни в официальной науке, ни в называем лидером? кто впереди на соревнованиях – лидер. Тот, доверяют – лидер. Тот, кто умеет организовать людей лидер. Тот, за кем идут лидер. Тот, других группе – лидер. мы называем не только людей, например, мы товар - продаж», про компанию – «Лидер на рынке». в животном есть несколько видов непохожих друг на друга по своим функциям А лидеры существуют современном обществе? Какие лидеры востребованы в организациях? Для этого небольшой экскурс в историю изучения Исследование лидерства, как наука началась боле 100 лет назад. активно изучались биографии известных лидеров. И сейчас биографии книги известных лидеров – хиты продаж. Первая попытка системно лидерство была при помощи «теории малых групп». Было доказано, что люди, включенные в реагируют и действуют иначе, чем поодиночке. Появился термин – групповая Теория «малых групп» актуальна сих пор. В 40-х годах появился новый подход черт». В основе ее предположение о том, что бы человек не в групповой – его это не сделает лидером. Для этого нужно обладать личностными качествами, которые есть всех лидеров. пор процесс составления полного и непротиворечивого списка. В 60-х годах психологии главенствовал бихевиоризм. Фокус внимания переместился с самого лидера на его поведение. Было отмечено, что независимо набора личностных качеств, некоторые модели позволяют успешно выполнять свою Был налажен поиск «управленческих стереотипов, алгоритмов» и обучение «правильным действиям». Причиной теории ситуативного лидерства в 70-80 годах что стало очевидно – эффективные действуют в разных ситуациях. Универсальных лидерских приемов – нет. А выбор поведения продиктован требованиями Начиная работ Тома и Уотермана, опубликованных книге «В совершенства» (1982г.), появился новый подход теория совершенного Активно изучаются те лидеры, которые наилучших результатов. Книги Дж. Коллинза навечно» и «От хорошему к великому», которые сейчас пользуются заслуженной популярностью, развивают этот подход и Если подвести итог всех можно что эффективный лидер – в групповых процессах, который обладает определенным набором лидерских личностных черт, он гибко применяет эффективные модели поведения в соответствии ситуациями, при этом носителем корпоративных ценностей. Лидер и Лидерские роли. Что ожидает от такого лидера команда в целом? Например, вышестоящие руководители и лидеры других организации. На некоторые функции по отношению команде чуть ли не прямо противоположны другим. Например, сплочение – предотвращение избыточных инициализация обратной связи замалчивания недовольств) – конфликтов. С одной стороны – стабилизатор команды, а с другой – источник нестабильности. лидер – компенсирует то, не хватает команде для достижения внешней командной цели. сплоченности команды для – он развивает, если меры – он ее разрушает. Таким образом, выделить четыре роли которые выполняет в команде. То, какую именно лидерскую роль использовать зависит от 2-х внешняя командная цель, состояние команды. - Создает определенность, предсказуемость внешней среды для команды Процитирую из топ-менеждеров: «Когда я знаю что произойдет дальше (например, изменения законодательства, регламентирующего деятельность компании) – все равно даю понять подчиненным, что у все контролем. Иначе не работать». По отношению к нему справедлива метафора: «Ты что, самый умный?» - «Да!». Директивный лидер (от слов: директива, - Мотивирует на достижение внешних целей. Убеждает в выгодности достижения цели каждого, стимулирует, полномочиями, аргументирует свои предложения для команды. что, больше всех надо?» - Проактивный - Организует, координирует действия подчиненных достижения внешних целей. подчиненные захотели достижения командных Важно, чтобы они знали что, когда и как делать. «Ты что, лучше всех путь к цели?» - «Да!». Социоэмоциональный лидер - Развивает у каждого подчиненного приверженность к команде. Составляющие 1) симпатия команды друг к другу работать с хорошими 2) степень, в которой команда каждому ней достигать своих собственных целей (м.б. несвязанных с его работой). Метафора: «Тебе чем дороги эти люди?» - «Да!». роли и уровень развития команды, организации. _('hspace=10') vspace=10 align=left> Развитие системы (объем продукта, охват рынка, рост организации в и проч.) проходит этапов. На из востребованы разные компетенции лидеров. Иными словами - адекватны определенные лидерские роли. На этапе зарождения (I). С стороны все новое в среде неопределенности, с другой, т.к. больших и зримых результатов нет – падает уверенность успехе, и постоянно нужна «подкачка» подчиненных по отношению внешней цели. Поэтому, критично и директивного лидера. этапе развития (II) технологии работы, усовершенствуются бизнес-процессы. Нужно координировать действия людей. Во время интенсивного роста как правило происходит приток новых людей в Важны роли и лидера. На этапе зрелости (III) –Интенсивный рост завершен, остается «выжать» максимум из ресурсов и Часто сброс балласта и оттачивание технологий максимальную эффективность. Важны и социоэмоциональный лидеры. этапа старения, стагнации (IV). Цель этапа – команду и создать новую систему. Иначе в дальнейшем неизбежен упадок. социоэмоциональный и информационный На этапе возможна существенная смена лидеров в компании. Т.к. не все оказываются приспособленными к переменам. предварительной оценке: лидеров эффективно действуют только в 1 30% - в 2-х ролях; Только 1% эффективно может использовать все 4 универсал. Иногда повысить свою универсальность невозможно из-за психофизиологических причин, а иногда лидеры просто этого хотят. есть много интересно только с «новыми проектами», малых коллективах, где обстановка. в большой компании, где формализуются отношения они работать не хотят – из одной развивающейся компании в другую. Возможно и обратное. Таким при планировании можно заранее(!) учесть то, что не все лидеры команд будут готовы к переменам. Как говорится, кто защищен. Можно ли обучить лидерству? Встречаются на этот счет две противоположные точки зрения: 1) Человек или лидер, или И никакие тренинги не помогут; 2) Лидерами а становятся. Т.е. практически из человека сделать Как «в крайностях нет», а где-то рядом». С стороны, стремление стать лидером по книгам или посещая лекции наивно. С другой, лидеры необходимы компании, но найти их рынке труда нереально. Нужно способности тех, кто наличии. В любом важно учитывать то, что лидер делает себя сам! В «Практика лидерства» моделируются требующие от участников применения лидера (конкуренция со подчиненного, конфликты в команде, высокая среды команды, т.д.). И каждый осваивает технологии приобретения и укрепления лидерских позиций в коллективе.
|