Требуется лидер. Рынок труда все более стабильным. Все меньше классные и готовы прервать карьеру одной компании и перейти другую из-за прибавки зарплаты. Между среди факторов, влияющих на решение о таком чаще и чаще встречается желание работать в команде настоящим лидером. С стороны, как сказал один топ-менеджеров, лидеры в компании - «стратегический дефицит». обусловлен такой спрос лидерство, как у руководителей, так и у подчиненных? Последнее десятилетие темпы работы современного бизнеса требуют от изменений. Нововведения внедряются быстро, если в команда состоит из компетентных, сотрудников. Такие команды, не тратя свои силы на деструктивные конфликты, готовы в короткие сроки амбициозных целей. В мировой практике подобные самоорганизующиеся команды встречаются, и редко. для внедрения нового команде нужен лидер. Лидер – это драйвер изменений. Лидеры – ресурс, возможным планирование нововведений. Лидер – человек, которым подчиненные расти в изменяющемся мире. Руководство и лидерство Результаты целей складываются из каждодневных команд в компании: отделов, подразделений. Часто при команды вся ложится на ее руководителя. Как в спорте. команда – выигрывают игроки. Команда терпит тренер. Вся ответственность за результат работы команды – ее лидере. Ответственность за подразделения – единственное, что нельзя делегировать. руководитель, применяя свои рычаги власти, может сделать так, чтобы выполнили свою на нужном качества. О каких рычагах власти идет речь? Рычаги власти руководителя, лидера Херси и К. Бланшар): - Законная власть. связей их
- Специальные знания.
- Обладание
- Возможность поощрять.
- Право наказывать.
- Личность лидера.
Когда первых а нужно обладать инструментами лидера? Это зависит от команды и особенностей людей ней. такие подчиненные, которые готовы принять практически любого человека в руководителя и идти за исключительно силу подчиниться установленному порядку. Другой уровень – достаточное основание, чтобы подчиниться. Для сильный мотив – обладание знаниями, недоступными для остальных каналами информации. Если кажутся нелогичными, не оправданными – срабатывает «Значит, он что-то знает! Нет дыма без огня!», - «Жираф большой ему видней!» Третьи – готовы что у руководителя есть полномочия поощрять или Про таких можно сказать: «Люби как но тряси как или «Не подмажешь – не поедешь!» есть и четвертые подчиненные, которые готовы подчиниться только тем, кого они уважают, кому они доверяют, у кого у которые имеют имидж победителя. использование 7-го рычага Наверное да, такие личности, имея только 7-й рычаг, быстро приобретают другие. Не каждый, обладающий формальной властью руководитель – лидер. Но обратное – верно на 100%: Каждый лидер имеет власть! Лидер, пусть и неформальный, может и поощрить и наказать, к нему стекается информация, он быстро нарабатывает связи и Поэтому эффективному руководителю нужны инструменты лидера. Не зря слово Leadership означает и руководство и лидерство. В современной руководителю важно быть лидером. я не буду делать разницу между понятиями – лидер руководитель, буду их как Лидер – кто он? Точного определения лидера не в официальной науке, ни в Кого мы называем лидером? Тот, кто впереди на соревнованиях – лидер. Тот, кому доверяют – лидер. умеет организовать людей – за идут – лидер. кто популярнее группе – лидер. Лидерами мы не людей, например, говорим про товар - «Лидер продаж», компанию – «Лидер на рынке». в животном мире есть несколько видов непохожих друг на друга по своим функциям лидеров. какие лидеры существуют в современном Какие лидеры востребованы в организациях? Для этого небольшой экскурс в изучения лидерства. лидерства, наука началась боле 100 лет В начале активно изучались биографии известных лидеров. И сейчас биографии и книги лидеров – хиты продаж. Первая попытка описать системно лидерство была сделана Куртом Левиным, при помощи «теории малых доказано, что включенные в группы, реагируют и действуют иначе, чем Появился термин групповая Теория «малых групп» до сих В 40-х годах новый подход – теория «личностных черт». В ее предположение о том, что как бы человек не разбирался групповой динамике его это не Для этого нужно обладать качествами, есть у всех лидеров. сих пор идет процесс составления и непротиворечивого списка. В годах в социальной психологии главенствовал бихевиоризм. Фокус внимания с самого лидера его поведение. Было что независимо от набора личностных некоторые модели поведения позволяют успешно свою работу. Был налажен удачных «управленческих стереотипов, алгоритмов» и обучение «правильным появления ситуативного лидерства в 70-80 годах послужило то, что стало очевидно – эффективные лидеры по-разному в ситуациях. Универсальных лидерских приемов – нет. А модели поведения продиктован требованиями Начиная с работ Тома Питерса Роберта Уотермана, в книге «В поисках (1982г.), появился новый подход теория совершенного лидерства. Активно те лидеры, которые достигают результатов. Книги Дж. «Построенные навечно» и «От хорошему к великому», которые сейчас заслуженной развивают этот подход далее. Если подвести итог всех подходов, то можно что эффективный лидер – эксперт в групповых процессах, который обладает определенным личностных черт, он гибко применяет эффективные модели поведения в соответствии при этом базовых корпоративных ценностей. Лидер и команда. Лидерские от такого команда и компания в целом? Например, вышестоящие руководители и лидеры команд в организации. первый взгляд по отношению команде чуть ли не прямо другим. Например, сплочение – предотвращение избыточных инициализация обратной связи (нет замалчивания недовольств) – предотвращение конфликтов. С одной стороны лидер – стабилизатор команды, а с другой – источник нестабильности. Т.е. компенсирует чего не хватает для достижения внешней командной цели. недостаточно команды для достижения – он ее если сплоченность сверх меры – ее Таким можно выделить четыре роли лидера, которые он выполняет в команде. какую именно лидерскую роль использовать зависит от факторов: командная цель, состояние команды. Информационный лидер Создает определенность, предсказуемость внешней среды для команды . Процитирую одного топ-менеждеров: я не знаю произойдет дальше после изменения законодательства, регламентирующего компании) – все я даю понять подчиненным, что у меня все контролем. Иначе они не спокойно работать». По отношению нему метафора: «Ты что, умный?» - «Да!». Директивный лидер (от слов: директива, директор) - Мотивирует подчиненных достижение внешних целей. Убеждает в выгодности достижения цели для каждого, наделяет полномочиями, аргументирует предложения для «Тебе что, больше всех - «Да!». Проактивный - действия подчиненных для достижения целей. того, чтобы захотели достижения командных Важно, чтобы они знали что, когда и как каждому делать. «Ты что, лучше всех знаешь путь к - «Да!». Социоэмоциональный - Развивает у каждого подчиненного приверженность к команде. приверженности: 1) симпатия членов команды друг к другу (приятно работать 2) степень, которой команда помогает каждому в ней достигать своих собственных целей (м.б. с его работой). Метафора: больше чем кому-либо дороги эти люди?» «Да!». Лидерские роли и развития команды, организации. _('src="/inc/lider.gif"') hspace=10 vspace=10 align=left> Развитие системы (объем продаж охват рынка, рост организации в целом и проч.) проходит несколько На каждом них востребованы разные компетенции лидеров. Иными словами - адекватны лидерские На этапе зарождения (I). одной все в неопределенности, а с другой, т.к. больших и зримых результатов еще нет – падает в успехе, и постоянно нужна «подкачка» подчиненных по отношению к внешней цели. критично наличие информационного и директивного лидера. На развития (II) активно развиваются работы, бизнес-процессы. Нужно обучать, координировать действия людей. Во время интенсивного роста как правило происходит приток новых людей Важны директивного проактивного лидера. На этапе зрелости (III) –Интенсивный рост завершен, «выжать» максимум из имеющихся ресурсов (люди технологии). происходит сброс балласта и оттачивание технологий на максимальную Важны проактивный и этапа старения, стагнации (IV). этапа – команду и создать новую систему. дальнейшем неизбежен упадок. Нужен социоэмоциональный и информационный лидер. На каждом этапе существенная смена команд лидеров в компании. Т.к. все оказываются к переменам. По оценке: 50% лидеров эффективно действуют только 1 роли; 30% - в 2-х Только 1% эффективно может 4 лидерские роли, универсал. Иногда повысить свою универсальность невозможно из-за психофизиологических причин, а иногда просто не хотят. Например, есть много лидеров, интересно работать только с «новыми проектами», в малых коллективах, где обстановка. в большой компании, где формализуются отношения они работать не «кочуют» одной развивающейся компании в другую. и обратное. Таким образом, стратегическом планировании можно учесть то, что все лидеры команд будут к переменам. Как говорится, кто предупрежден – защищен. Можно ли обучить Встречаются на счет две противоположные точки зрения: 1) или лидер, или ведомый. никакие тренинги ему не 2) Лидерами не а становятся. Т.е. практически из любого можно лидера. Как известно, крайностях правды нет», а «истина где-то С стороны, стремление стать лидером по книгам или посещая лекции наивно. С лидеры необходимы но найти их на рынке почти нереально. Нужно развивать способности кто есть наличии. В любом случае, важно то, что лидер делает В «Практика лидерства» моделируются ситуации, требующие от участников инструментов лидера (конкуренция стороны подчиненного, конфликты в команде, высокая неопределенность вне команды, и т.д.). И каждый осваивает технологии приобретения и лидерских коллективе.
|