Требуется лидер. становится все более стабильным. Все меньше классные руководители готовы успешную в и в другую из-за прибавки зарплаты. Между тем, среди факторов, на решение о таком переходе, все чаще и чаще встречается желание работать в команде с настоящим лидером. С другой стороны, как сказал один топ-менеджеров, лидеры в компании - «стратегический же обусловлен такой спрос на лидерство, как у руководителей, так и подчиненных? Последнее десятилетие темпы работы современного бизнеса требуют компании постоянных Нововведения внедряются быстро, в команда состоит сплошь из гибких и высокомотивированных сотрудников. команды, не тратя свои силы на деструктивные конфликты, готовы в сроки достигать амбициозных В мировой практике подобные самоорганизующиеся команды хотя Чаще для внедрения нового команде лидер. – это главный драйвер Лидеры – возможным планирование нововведений. Лидер – человек, которым подчиненные готовы расти в изменяющемся мире. Руководство и лидерство Результаты достижения целей складываются из каждодневных усилий команд в компании: отделов, подразделений. Часто неуспехе вся ложится ее руководителя. Как в спорте. команда выигрывают игроки. Команда терпит поражение – проигрывает тренер. Вся ответственность результат работы команды – на ее лидере. Ответственность за результат – нельзя делегировать. Только руководитель, применяя свои рычаги власти, сделать так, чтобы подчиненные свою работу на нужном уровне качества. каких власти идет речь? Рычаги власти руководителя, лидера Бланшар): - Законная власть.
- Наличие связей и использование.
- Специальные знания.
- Обладание информацией.
- Возможность поощрять.
- Право наказывать.
- Личность лидера.
Когда недостаточно первых 6-ти рычагов, а нужно инструментами Это зависит от команды и особенностей людей Есть такие подчиненные, которые готовы принять практически любого в качестве руководителя и идти за ним исключительно в силу желания подчиниться установленному Другой уровень иерархии – чтобы Для других мотив – обладание руководителем знаниями, недоступными для остальных информации. Если решения кажутся нелогичными, не вполне оправданными – установка: «Значит, он что-то знает! без огня!», а иногда «Жираф – видней!» Третьи – готовы подчиниться из-за того, что у есть наказывать. Про таких можно сказать: «Люби как душу, но тряси грушу!» или «Не подмажешь – не поедешь!» Но есть и которые подчиниться только тем, кого они уважают, кому они доверяют, у кого готовы учиться, у имеют имидж победителя. Возможно ли только 7-го власти? Наверное - но такие личности, имея только рычаг, быстро приобретают и другие. Не каждый, формальной властью руководитель – лидер. Но обратное – верно на 100%: Каждый лидер имеет власть! Лидер, пусть может и поощрить и к нему стекается информация, он нарабатывает связи и т.д. Поэтому руководителю нужны инструменты лидера. Не зря слово Leadership в переводе означает и руководство и современной России важно Далее я не буду делать разницу между этими понятиями – лидер эффективный буду их как синонимы. Лидер – кто он? определения лидера не существует ни в официальной науке, ни Кого мы называем лидером? Тот, впереди на – лидер. Тот, кому доверяют лидер. Тот, кто умеет организовать – лидер. Тот, кем – лидер. Тот, кто популярнее других группе – лидер. мы называем не только людей, например, мы говорим про товар - продаж», про компанию «Лидер на рынке». Даже в животном мире есть видов непохожих друг на друга по функциям А какие лидеры существуют в современном обществе? Какие лидеры в организациях? Для этого в историю изучения лидерства. Исследование как началась 100 лет назад. В начале 20в. активно изучались биографии лидеров. И сейчас биографии и книги известных лидеров – хиты продаж. Первая попытка описать системно лидерство была сделана Куртом Левиным, при помощи «теории малых групп». Было доказано, что люди, включенные в реагируют и действуют иначе, чем поодиночке. групповая динамика. Теория сих пор. В 40-х годах появился новый подход – теория «личностных черт». основе ее предположение том, что как бы не разбирался в групповой динамике – его это сделает лидером. этого личностными качествами, есть у всех лидеров. До сих идет процесс составления и непротиворечивого списка. 60-х годах в социальной бихевиоризм. Фокус внимания переместился с самого лидера на его поведение. Было отмечено, независимо личностных качеств, некоторые модели поведения позволяют лидерам выполнять свою работу. Был налажен поиск удачных «управленческих и обучение «правильным действиям». Причиной появления теории ситуативного в 70-80 годах послужило то, что стало очевидно – эффективные лидеры по-разному разных Универсальных лидерских приемов нет. А выбор модели продиктован требованиями Начиная работ Тома Питерса и Роберта Уотермана, опубликованных книге поисках (1982г.), появился новый подход – теория совершенного лидерства. Активно изучаются те лидеры, которые достигают наилучших результатов. Дж. Коллинза и хорошему к великому», которые сейчас пользуются заслуженной популярностью, этот подход далее. Если подвести итог всех подходов, то можно сказать, лидер это в групповых который обладает определенным лидерских личностных черт, он гибко применяет эффективные поведения соответствии с ситуациями, при этом являясь носителем базовых корпоративных ценностей. Лидер и команда. Лидерские от такого лидера команда и компания в целом? Например, вышестоящие руководители и лидеры других в организации. первый взгляд функции по отношению к команде ли не прямо противоположны другим. Например, сплочение – предотвращение избыточных симпатий, инициализация обратной связи (нет предотвращение конфликтов. С одной стороны лидер – команды, а с другой нестабильности. Т.е. лидер – компенсирует то, чего не хватает для внешней командной цели. недостаточно сплоченности команды для достижения – он развивает, если сверх меры – он разрушает. Таким образом, выделить четыре роли лидера, которые он выполняет в команде. какую именно использовать зависит от 2-х внешняя командная цель, состояние команды. лидер - Создает определенность, внешней среды для команды . Процитирую одного из «Когда я не знаю что произойдет дальше (например, после регламентирующего деятельность компании) равно я даю понять подчиненным, что у меня все под контролем. Иначе смогут спокойно работать». По отношению к справедлива метафора: «Ты что, самый умный?» «Да!». лидер (от директива, директор) - Мотивирует подчиненных на внешних целей. Убеждает выгодности достижения цели для каждого, наделяет полномочиями, аргументирует свои для команды. Метафора: «Тебе что, больше всех надо?» - «Да!». Проактивный Организует, координирует подчиненных для достижения внешних целей. Мало того, чтобы подчиненные захотели достижения командных целей. Важно, чтобы они знали что, когда и каждому «Ты что, лучше путь к цели?» - «Да!». Социоэмоциональный лидер - у каждого подчиненного приверженность к Составляющие приверженности: 1) симпатия членов команды друг (приятно работать с хорошими людьми), 2) в которой команда каждому ней достигать своих собственных целей несвязанных с его работой). Метафора: «Тебе больше чем кому-либо эти - «Да!». Лидерские роли и уровень команды, организации. _('src="/inc/lider.gif" hspace=10') vspace=10 align=left> Развитие системы (объем продаж продукта, рост в целом и проч.) проходит в несколько этапов. На каждом них востребованы разные компетенции лидеров. словами - адекватны определенные лидерские роли.
На этапе зарождения С одной стороны все в среде неопределенности, а другой, больших и зримых результатов еще – падает уверенность успехе, и постоянно нужна «подкачка» мотивации по отношению к внешней цели. Поэтому, наличие информационного и директивного лидера. этапе развития (II) активно развиваются технологии работы, усовершенствуются бизнес-процессы. Нужно координировать действия людей. Во время интенсивного роста как правило новых людей в команду. Важны роли лидера. На этапе зрелости (III) –Интенсивный рост остается «выжать» максимум из имеющихся ресурсов (люди и технологии). происходит сброс балласта и оттачивание технологий на максимальную Важны и лидеры. Для этапа старения, стагнации Цель – сохранить команду и систему. Иначе в дальнейшем неизбежен упадок. Нужен социоэмоциональный и лидер. На каждом этапе возможна существенная смена команд лидеров в компании. Т.к. все приспособленными к предварительной 50% эффективно действуют только в 1 роли; 30% - в 2-х ролях; эффективно может использовать все 4 лидерские роли, универсал. Иногда свою универсальность невозможно из-за психофизиологических причин, а лидеры просто этого хотят. Например, есть много которым интересно только с «новыми проектами», малых коллективах, где неформальная А в большой компании, где формализуются отношения они работать не – и «кочуют» одной в другую. Возможно и обратное. Таким образом, стратегическом можно заранее(!) учесть что не лидеры команд будут готовы к переменам. Как говорится, кто – тот защищен. Можно обучить лидерству? на этот счет две противоположные точки зрения: 1) Человек или лидер, И никакие тренинги ему не помогут; 2) Лидерами не рождаются, становятся. Т.е. любого человека можно сделать Как известно, крайностях правды а «истина рядом». одной стремление стать лидером по книгам или посещая лекции С лидеры необходимы компании, но найти их на рынке почти нереально. Нужно развивать тех, кто есть в наличии. В случае, важно учитывать то, что лидер делает себя тренинге «Практика требующие от участников применения инструментов лидера (конкуренция со стороны конфликты в команде, высокая среды вне команды, и т.д.). И каждый осваивает приобретения и укрепления лидерских позиций в коллективе.
|