Требуется лидер. труда становится все более стабильным. Все меньше классные специалисты и руководители готовы прервать успешную в одной компании и другую из-за прибавки зарплаты. Между факторов, влияющих на решение о таком переходе, все чаще и желание в команде с настоящим С другой стороны, сказал один из топ-менеджеров, настоящие лидеры в - «стратегический дефицит». же обусловлен такой спрос на как руководителей, так и у подчиненных? десятилетие темпы работы современного бизнеса требуют от компании изменений. Нововведения внедряются быстро, если в команда сплошь из гибких и высокомотивированных Такие команды, не тратя свои силы на деструктивные конфликты, готовы в короткие амбициозных целей. В мировой практике команды встречаются, хотя и редко. для нового нужен лидер. Лидер – это главный драйвер изменений. Лидеры делающий возможным планирование нововведений. Лидер человек, с которым подчиненные готовы расти в изменяющемся мире. Руководство и лидерство Результаты достижения долгосрочных каждодневных усилий компании: отделов, подразделений. Часто при неуспехе команды вина ложится на ее руководителя. Как в спорте. Побеждает команда – выигрывают игроки. Команда терпит поражение – тренер. ответственность за результат команды – на ее лидере. Ответственность результат подразделения – единственное, что нельзя делегировать. Только руководитель, применяя свои рычаги может сделать так, подчиненные выполнили свою на нужном качества. О каких рычагах власти идет речь? Рычаги власти руководителя, лидера (П. и К. Бланшар): - Законная власть.
- Наличие связей и их использование. знания.
- Обладание информацией.
- Возможность поощрять. лидера.
Когда недостаточно первых 6-ти рычагов, нужно обладать инструментами лидера? Это зависит команды особенностей людей ней. Есть такие подчиненные, готовы принять практически любого человека качестве руководителя и за исключительно в силу желания установленному Другой уровень иерархии – достаточное основание, чтобы подчиниться. Для сильный мотив – обладание руководителем знаниями, каналами информации. Если решения кажутся нелогичными, не вполне оправданными – срабатывает установка: «Значит, знает! Нет дыма без огня!», а иногда - «Жираф большой – ему Третьи готовы подчиниться из-за того, что у руководителя полномочия поощрять наказывать. Про таких можно сказать: «Люби душу, но тряси как грушу!» или подмажешь – не Но есть и подчиненные, которые готовы только тем, кого уважают, кому они доверяют, у готовы учиться, у руководителей, имеют имидж победителя. ли использование только 7-го рычага Наверное - да, но такие личности, имея только 7-й рычаг, быстро приобретают и другие. Не формальной властью руководитель – Но обратное верно на 100%: лидер власть! Лидер, пусть и может и поощрить наказать, к нему стекается ключевая информация, он быстро нарабатывает внешние связи и т.д. Поэтому эффективному руководителю инструменты лидера. Не зря слово Leadership в переводе означает руководство и В современной России руководителю важно лидером. Далее буду делать разницу между этими понятиями лидер и эффективный руководитель, буду использовать их синонимы. Лидер – кто он? Точного определения не существует в официальной ни в обиходе. Кого мы называем лидером? кто впереди на соревнованиях – лидер. Тот, кому – лидер. Тот, кто организовать людей – лидер. Тот, за кем – лидер. Тот, кто в – лидер. Лидерами мы называем людей, например, мы говорим про товар - «Лидер продаж», компанию – «Лидер на рынке». Даже в мире есть несколько видов непохожих друг на друга своим функциям лидеров. А какие существуют в современном обществе? лидеры востребованы в организациях? этого сделаем небольшой экскурс в историю изучения Исследование лидерства, как наука началась боле 100 лет В начале 20в. активно известных лидеров. И сейчас биографии и книги лидеров – хиты продаж. Первая попытка описать системно лидерство была сделана Куртом помощи «теории малых Было что люди, в группы, реагируют и действуют чем поодиночке. Появился – групповая динамика. Теория «малых групп» актуальна до пор. годах появился новый подход – теория «личностных черт». В основе ее том, что человек не разбирался в групповой динамике – его это не сделает лидером. Для этого нужно личностными качествами, которые есть у всех лидеров. До сих пор процесс составления полного и годах в психологии главенствовал бихевиоризм. Фокус внимания переместился с самого лидера на его поведение. Было отмечено, что независимо от набора личностных качеств, позволяют лидерам успешно выполнять работу. Был налажен поиск удачных стереотипов, алгоритмов» и обучение «правильным Причиной появления ситуативного в 70-80 послужило что стало очевидно эффективные лидеры действуют по-разному в разных Универсальных лидерских приемов – нет. А выбор модели продиктован требованиями окружения. с работ Тома Питерса и Роберта Уотермана, опубликованных книге «В поисках совершенства» (1982г.), появился подход совершенного лидерства. изучаются те лидеры, которые достигают наилучших результатов. Книги Дж. Коллинза навечно» «От хорошему к великому», которые сейчас пользуются популярностью, развивают этот подход и Если подвести итог всех то сказать, что эффективный лидер – это в групповых процессах, который обладает определенным набором лидерских личностных он гибко применяет эффективные модели поведения в соответствии с при этом носителем корпоративных и команда. Лидерские роли. Что ожидает от команда и компания в целом? Например, вышестоящие и других команд в организации. На некоторые функции по отношению к не другим. Например, сплочение избыточных симпатий, инициализация обратной связи (нет замалчивания недовольств) – предотвращение конфликтов. С одной стороны лидер – стабилизатор команды, а с другой – источник нестабильности. Т.е. компенсирует то, чего не хватает команде для достижения внешней командной цели. Если недостаточно для достижения – ее развивает, если сплоченность сверх меры – он ее Таким образом, можно выделить роли которые он выполняет в команде. какую именно лидерскую роль использовать зависит от 2-х факторов: командная цель, состояние команды. лидер Создает предсказуемость команды . Процитирую из топ-менеждеров: «Когда я не знаю что произойдет дальше (например, после изменения законодательства, регламентирующего деятельность компании) все равно я даю понять подчиненным, что меня все под контролем. Иначе они не смогут работать». По к справедлива метафора: «Ты что, самый умный?» - «Да!». Директивный лидер (от слов: директива, директор) - подчиненных на достижение целей. Убеждает в выгодности достижения каждого, стимулирует, полномочиями, аргументирует предложения для команды. Метафора: «Тебе что, больше всех надо?» - «Да!». Проактивный - Организует, действия достижения внешних целей. Мало того, чтобы подчиненные захотели достижения целей. чтобы они знали что, когда и как каждому надо делать. «Ты что, знаешь путь цели?» - «Да!». лидер - Развивает каждого подчиненного приверженность к команде. Составляющие приверженности: 1) членов команды к другу с хорошими людьми), 2) степень, в которой команда помогает в ней достигать своих собственных целей (м.б. несвязанных с его Метафора: чем кому-либо дороги эти люди?» - «Да!». Лидерские и уровень развития команды, организации. _('hspace=10') vspace=10 align=left> Развитие системы (объем продаж продукта, охват рост организации в целом и проч.) проходит в этапов. них востребованы разные компетенции лидеров. Иными словами - адекватны лидерские роли. На зарождения (I). С все новое делается среде неопределенности, а с другой, т.к. и зримых еще нет – падает в успехе, и постоянно нужна мотивации по отношению к внешней цели. Поэтому, критично наличие информационного и директивного лидера. На этапе (II) активно развиваются технологии бизнес-процессы. Нужно координировать действия людей. Во время интенсивного роста как приток новых людей в команду. Важны роли директивного и проактивного На этапе зрелости (III) –Интенсивный рост завершен, «выжать» из ресурсов (люди технологии). Часто происходит сброс балласта и технологий на максимальную эффективность. Важны и социоэмоциональный лидеры. Для этапа старения, стагнации Цель этапа – сохранить и создать систему. Иначе в неизбежен Нужен социоэмоциональный и информационный лидер. На каждом этапе возможна существенная команд лидеров в компании. Т.к. не оказываются к переменам. По предварительной оценке: лидеров эффективно действуют только в 1 роли; 30% - ролях; Только 1% эффективно может использовать все лидерские роли, универсал. Иногда повысить свою универсальность невозможно психофизиологических причин, а лидеры просто не хотят. Например, есть много лидеров, которым интересно работать только с «новыми в коллективах, где обстановка. А большой где формализуются отношения они работать не хотят – и «кочуют» из компании другую. Возможно и обратное. Таким образом, стратегическом планировании можно заранее(!) учесть что не лидеры команд будут готовы к Как говорится, кто предупрежден – тот защищен. Можно ли обучить лидерству? Встречаются этот две противоположные точки зрения: 1) Человек или ведомый. И никакие тренинги ему не 2) Лидерами не рождаются, а становятся. Т.е. из любого человека можно сделать Как известно, «в крайностях правды нет», а где-то рядом». С одной стороны, стремление лидером по книгам или посещая лекции С другой, лидеры компании, найти их на рынке труда нереально. Нужно развивать способности кто есть в наличии. В любом случае, учитывать то, лидер себя тренинге «Практика лидерства» моделируются ситуации, требующие от участников применения инструментов со стороны подчиненного, конфликты команде, высокая неопределенность среды вне команды, и т.д.). И каждый осваивает приобретения и укрепления позиций в
|