МОТИВАЦИЯ ИЛИ МАНИПУЛЯЦИЯ: как заставить сотрудников хотеть работать? точки зрения технологий, все, предлагают консультанты для повышения мотивации подчиненных, очень манипулятивные приемы. Этично ли Или менеджмент циничная область, что об этике говорить не стоит? Насколько полезна манипуляция подчиненными с прагматической точки Как связаны горящие глаза сотрудников со степенью их харизматической Всем известно, что кто хочет, делает больше, чем кто может" (Г. Олимпийские чемпионы далеко не всегда обладают лучшей формой и технической чем те, кто уступает первое место. Но они более мотивированы победу, их соперники. В этом показателен один Группа консультантов компании «Интеллект Сервис» проводила исследование производственного процесса на По результатам замеров времени выполнения технологических операций консультанты нашей компании построили модель и требуемое количество персонала. предприятия решили провести эксперимент: опробовать новую схему работы действии. В условиях жесточайшего контроля, под угрозой рабочие не повторить результаты, которые они показывали нормальной обстановке. Их не в было работали изо всех сил. А результаты два раза хуже. В этом примере менеджеры контролем и наказания индивидуальную мотивацию рабочих на достижение результата. этом цеха представлял, что сулит им успех сокращение персонала и увеличение рабочей нагрузки. Как говорил Лев Толстой: «Никакая деятельность не прочной, если она не имеет личном интересе». Вопрос только том, как соединить интересы компании с личными интересами Где у него кнопка? Теоретики практики управления предлагают массу рецептов. Например, Светлана «Мотивация 100%: А где же у него кнопка?», выдержавшей три переиздания (Альпина Бизнес 2007) предлагает технологию мотивации. Она заключается в том, что мы «карту мотиваторов То понять, что важно этого человека (например, деньги, творческая задача, карьерный коллектив, четкость целей или что-то другое). И все шаги и совершаемые компанией в отношении сотрудника, преподносятся адаптацией к его «карте мотиваторов». То есть, тому, для кого творческий подход, подчеркиваем, он может творить при выполнении поручения. А кому стабильность, как он может ее решив поставленную задачу. Именно такой подход, по мнению позволяет добиться наибольшей эффективности управленческого и позитивного влияния на Технология простая, понятная, и, несомненно, добиться результата. Вопрос только в том, почему срабатывает? Ответ прост: манипуляции срабатывают почти всегда! Л. Доценко назвал это эксплуатацией личностных (мотивационных) структур Е. Д. Механизмы защиты от манипулятивного Автореферат диссертации на соискание кандидата наук. М.: 1994) Что манипуляция? Это преднамеренное побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и необходимых для достижения собственных целей (Сидоренко Е. В. Тренинг и противостояния влиянию. — СПб.: Речь, 2001). манипулятора принудить человека сделать что-то нужное, но так, чтобы человеку казалось, он сам это сделать, причем принял это решение не под наказания, а по воле. На самом же он действует влиянием тех мыслей которые смог вызвать в затронув для адресата души», или мотивы. Манипулятор — это мастер игры на чужих мотивационных структурах, струнах чужой души. И он тоньше и искусней, чем количество струн в чужой душе может распознать и затронуть. это отличается от технологий мотивации??? Елена Сидоренко же) делит мотиваторов, простите, два подвида: балалаечники и арфисты. «Манипулятор-балалаечник видит в человеке, кем бы он был, всего три струны — как в балалайке. Например, самолюбие, алчность и страх. Обращаясь к человеку, который ему балалайкой, старается задеть его собственной значимости, его стремление побольше денег меньше стремление максимально обезопасить себя» (узнали топ-менеджера из «Манипулятор-арфист в улавливает индивидуальные струны и прицельно на них играет. может быть зависть, стремление к независимости, Или деньги, творческая задача, карьерный рост, коллектив, четкость целей… Но ведь работает… манипуляциями проникнута вся наша жизнь. И манипулятивные технологии срабатывают, может и не стоит беспокоиться? Тот же Е. Д. Доценко утверждает, манипуляция все же предпочтительнее, чем физическая или прямое принуждение. И, в конце концов, победителей судят! Если руководитель поставленных целей, какая как это делает? Если обеспечивает, то – да. Не будем углубляться в вопрос допустимости манипуляций с точки зрения. рассмотрим сугубо прагматические аспекты и возможные последствия такого управленческого воздействия. В том случае, нам быстро настроить, вдохновить подчиненного на выполнение какой-то задачи, такой метод повышения может быть весьма эффективным. Если бегуну на короткую перед стартом сказать именно то слово, которое заставит его себя, то, победив, будет нам благодарен. Но если продолжительность не секунды, минуты, Внедряя такой метод мотивации в повседневную практику, используя его, мы серьезно Ведь то, хорошо работает в краткосрочной перспективе, часто работает против нас в долгосрочной. Сотрудник, раз, другой, третий рано или поздно поймет, что И в нашей среде появится еще один человек, живущий по принципу: «ответим на красный террор белой горячкой». И расшифровывающий серп и только как «коси и Еще одна возможная проблема, связанная с перебором использовании этой в том, что и у сотрудников может возникнуть желание «помотивировать» руководство. они возьмут методику на вооружение. Ведь все манипуляторы. Кто-то больше, кто-то меньше. Те, кто плохо владеет этим навыком, будут из игры и И, рано или у нас сформируется дружный мотиваторов, будут в игры с другом. получается не слишком радужная. с точки зрения достижения целей возникает масса вопросов. Я не сказать, знание карты мотиваторов подчиненных неизбежно приводит к краху организации. Просто четко понимать этой технологии уровня мотивации. сформулируем ситуации, в которых она действительно будет полезна. Методика применима, если. нужно вдохновить человека на выполнение краткосрочной задачи, имеющей четкие временные рамки. При чем, результат удовлетворение не только но и самому подчиненному. «надо». Есть лекарства вкусные, а есть Каждому нас давать только интересные или приятные Исключение: если такие задания у поступают по несколько раз в день. Не настоящий пожар (в этом не до сантиментов), просто авральная ситуация. Опять для вашей организации это не жизни. этих и подобных ситуациях стоит и интересы сотрудника. Но это нельзя делать часто! И еще стоит помнить, что фактор, который сегодня мотивирует конкретного к интенсивному труду, завтра может способствовать "отключению" того же самого Никто точно не знает, мотивации, силы должен мотивирующий фактор и когда он сработает, не говоря о почему срабатывает» (Ричард Применяя эту методику, забывайте, что все меняется. В том числе и карты мотиваторов. А если дистанция длинная? Что же делать во всех остальных ситуациях? результатам исследования Герцберга к мотивирующим факторам можно отнести Работа сама себе. Достижения, Признание достижений. Ответственная работа. Рост и Прилагая специальные усилия для того, у наших подчиненных было возможностей почувствовать личный успех, поручая им работу, внося в повседневные обязанности больше разнообразия, их и развитие, обеспечивая их достижений, мы тем способствуем повышению их личной мотивации. Вот несколько повышения мотивации ваших подчиненных. Работа сама по себе различных методов управления в от уровня сотрудника этом чуть предоставление возможности работать мероприятия, позволяющие сотрудникам почувствовать гордость за свою фирму участие персонала в принятии решений Достижения, успех создание специальных проектов, выделение работы в с четко сроками критериями оценки обсуждение путей достижения цели Признание похвала по телефону, в письмах, на собраниях…) вознаграждения, призы, грамоты регулярное общение Ответственная работа предоставление дополнительной информации новых идей введение специализации Рост и развитие планирование карьеры обучение на другую работу, опыт, горизонтальная Однако, если я начну применять «правильную модель» отрабатывать «правильные» навыки, внедрять их в себя, не их, эта и эти навыки не приживутся. Когда принимаем пищу, то что-то а что-то нет. Изменить модели и вдохновлять своих сотрудников, не изменив отношения к ним Если я считаю их «быдлом», то они заплатят мне тем же, какие бы правильные я По исследованиям Мак Грегора все менеджеры делятся на тех, считает, Средний работник не любит трудиться. Основной тенденцией является уклонение от работы. Работников нужно принуждать к работе. Средствами принуждения быть угрозы, а также награды. работник избегает инициативы. тех, кто убежден, что: Физический или умственный труд столь же естественны, как игра или отдых. Внешний контроль угроза наказания не являются определяющими в трудовой активности работников. действовать самостоятельно, если отождествляют свои цели с организации. прямое не являются способами управления. Достижение цели по себе внутренней наградой. При этом самовыражение одна из высших форм социальных потребностей человека. Этой мотивации придают слишком малое создать такие условия, средний будет стремиться к ответственности. Среди людей широко распространена способность высокой степени воображения, изобретательности и творчества. Изобретательность среднего способна перехитрить любую систему контроля, придуманную представления о людях во многом определяют их поведение. его изменить! В этом вам следующий 1. того человека, который кажется вам недостаточно или неправильно мотивированным для его работы. Оставьте за порогом сознания все, что Вы этом его мотивах и сосредоточьтесь на том, каким Вы его видеть. себе желаемое Вас представление об этом человеке. Какие он должен перед цели? К чему он 2. Добейтесь того, перед Вами возник его отчетливый Представьте себе, что он стал таким, каким хотелось бы его видеть. Теперь, обращаясь к этому по какому-либо делу, обращайтесь Вашему идеальному представлению о Ваше предсказание самоисполнится — он станет к Вашему идеальному представлению о нем. Не все или не все готовы? Но здесь не без вопросов. Какова методика правильной передачи ответственности и получения выходе высоко мотивированного сотрудника? Согласно теории Херси—Бланшар, выбор лидерства в степени готовностью выполнять задания. При этом авторы теории определяют готовности: работник готов к выполнению задания, если он: 1) способен его (компетентность); 2) его выполнить; 3) уверен в своих силах (преданность). В свою очередь, способность выполнить задание предполагает наличие у работника необходимых знаний, навыков и опыта. Желание справиться и убежденность в необходимости выполнить Таким готовность последователей охарактеризовать четырьмя возможными комбинациями факторов
|
Более: - 200 документов - для 30 должностей - в 8 возможных отделах - плюс два десятка методик - в одном структурированном пакете документов: |
Заказать
|
СПб, Невский пр. 22/24
тел: (812) 90-90-400
факс:(812) 252-19-70
e-mail: milacenter@bk.ru
часы работы:
с 10 до 19 |
На данный момент в нашей фирме открыты 2 вакансии.
|
|