Требуется лидер. Рынок труда все более Все меньше специалисты и руководители прервать успешную одной компании и перейти из-за прибавки зарплаты. Между тем, среди факторов, влияющих на решение о таком переходе, чаще и чаще встречается желание работать в команде с настоящим лидером. другой стороны, как сказал один из топ-менеджеров, настоящие в компании - «стратегический дефицит». Чем же обусловлен такой спрос на лидерство, руководителей, так и у подчиненных? Последнее десятилетие темпы работы бизнеса от компании постоянных изменений. Нововведения внедряются быстро, если в команда состоит из компетентных, гибких и высокомотивированных сотрудников. Такие команды, не тратя свои на деструктивные в короткие сроки достигать амбициозных целей. В практике подобные команды хотя и редко. Чаще для внедрения нового лидер. Лидер – главный драйвер изменений. Лидеры – делающий нововведений. Лидер – человек, с которым подчиненные готовы расти в изменяющемся мире. Руководство и лидерство Результаты достижения долгосрочных целей складываются каждодневных усилий команд в компании: отделов, подразделений. Часто при неуспехе команды вся вина ложится ее руководителя. Как в спорте. Побеждает команда – игроки. Команда поражение – проигрывает ответственность за результат работы команды – на ее Ответственность за результат подразделения – единственное, нельзя Только руководитель, применяя свои рычаги может сделать так, чтобы подчиненные выполнили на нужном уровне качества. О каких власти идет речь? Рычаги власти руководителя, лидера (П. и Бланшар): - Законная власть. и их использование.
- Специальные знания.
- Обладание информацией.
- Возможность поощрять.
- Право
- Личность лидера.
Когда руководителю недостаточно первых 6-ти рычагов, а нужно обладать лидера? Это от команды особенностей ней. Есть такие подчиненные, готовы принять практически любого в качестве руководителя и идти за ним исключительно в силу подчиниться установленному порядку. Другой уровень – достаточное основание, подчиниться. Для других сильный мотив обладание руководителем знаниями, недоступными для остальных каналами информации. Если решения кажутся нелогичными, оправданными – срабатывает установка: «Значит, он знает! Нет дыма а иногда «Жираф большой – ему видней!» – подчиниться что у руководителя поощрять или наказывать. Про таких можно сказать: «Люби как душу, но тряси как грушу!» или «Не подмажешь – не поедешь!» Но есть и подчиненные, которые готовы только тем, кого они уважают, кому они доверяют, кого готовы учиться, руководителей, которые имеют имидж победителя. Возможно использование 7-го власти? Наверное - да, но такие личности, имея только 7-й рычаг, быстро другие. Не каждый, обладающий властью руководитель – лидер. Но обратное – верно на 100%: Каждый лидер имеет власть! Лидер, пусть неформальный, может и поощрить и наказать, нему стекается ключевая он быстро нарабатывает внешние т.д. Поэтому эффективному руководителю нужны лидера. зря слово Leadership в переводе и руководство и лидерство. В современной России важно быть лидером. Далее не делать разницу между этими понятиями лидер руководитель, буду использовать их как синонимы. Лидер – кто он? лидера не существует ни в официальной науке, ни в обиходе. Кого называем лидером? Тот, впереди на соревнованиях – лидер. Тот, кому доверяют – лидер. Тот, умеет организовать людей – лидер. Тот, за кем идут лидер. Тот, популярнее других в группе – лидер. Лидерами мы называем только людей, например, мы говорим про продаж», компанию – «Лидер на в животном мире есть несколько видов непохожих на друга по своим лидеров. А какие лидеры существуют в современном обществе? Какие лидеры востребованы в организациях? Для этого историю изучения лидерства. Исследование как наука боле 100 лет назад. В начале 20в. активно изучались биографии известных И сейчас биографии и книги известных – хиты Первая попытка была сделана Куртом Левиным, при помощи «теории групп». Было доказано, что люди, группы, реагируют и действуют иначе, чем поодиночке. Появился – групповая динамика. «малых групп» актуальна до сих пор. В годах появился новый – «личностных В ее предположение о том, что как бы человек не разбирался в групповой – это не сделает лидером. Для нужно обладать личностными качествами, которые есть у всех лидеров. До сих пор идет процесс составления полного и 60-х в социальной психологии главенствовал Фокус внимания переместился с самого лидера его поведение. отмечено, что от набора личностных качеств, некоторые модели поведения позволяют лидерам успешно выполнять работу. Был поиск удачных «управленческих стереотипов, алгоритмов» и «правильным действиям». Причиной теории ситуативного лидерства в 70-80 послужило то, что стало эффективные лидеры по-разному в ситуациях. Универсальных лидерских приемов – нет. А выбор поведения продиктован требованиями окружения. работ Тома Питерса и Роберта Уотермана, опубликованных в книге «В совершенства» (1982г.), появился новый подход – теория совершенного Активно изучаются те лидеры, наилучших результатов. Книги Коллинза «Построенные навечно» и «От хорошему к великому», которые пользуются заслуженной популярностью, развивают этот подход и Если подвести итог всех то можно сказать, что лидер – это эксперт в групповых процессах, который обладает определенным набором личностных черт, он гибко применяет эффективные модели соответствии с ситуациями, при этом базовых ценностей. Лидер и Лидерские роли. ожидает от такого лидера команда компания в целом? Например, вышестоящие лидеры других команд в организации. взгляд некоторые по отношению к команде чуть ли не прямо противоположны Например, предотвращение избыточных симпатий, инициализация обратной связи (нет замалчивания недовольств) предотвращение конфликтов. С одной стороны – стабилизатор а с другой – источник Т.е. лидер – компенсирует то, чего не хватает команде для достижения внешней командной цели. Если сплоченности для достижения – он ее развивает, если сплоченность сверх меры – разрушает. Таким образом, можно выделить четыре роли лидера, которые он команде. То, какую именно лидерскую использовать зависит 2-х факторов: внешняя командная состояние команды. Информационный лидер - Создает определенность, предсказуемость внешней среды для команды . одного топ-менеждеров: «Когда я что произойдет дальше (например, после законодательства, деятельность компании) – все я даю подчиненным, что у меня все под Иначе они не смогут спокойно работать». По отношению к нему справедлива метафора: самый умный?» - Директивный лидер слов: директива, директор) - Мотивирует подчиненных на внешних целей. Убеждает в выгодности цели для стимулирует, полномочиями, аргументирует свои предложения для команды. Метафора: «Тебе больше всех - «Да!». Проактивный - Организует, координирует для внешних целей. Мало чтобы подчиненные захотели достижения командных целей. Важно, чтобы они знали что, и как надо «Ты что, лучше всех знаешь путь к цели?» - лидер - Развивает каждого подчиненного приверженность к Составляющие приверженности: 1) членов команды к другу (приятно работать с хорошими 2) степень, в которой команда помогает каждому ней достигать своих собственных целей (м.б. с его работой). «Тебе больше чем кому-либо дороги эти - «Да!». Лидерские роли и уровень развития команды, Развитие системы (объем продаж продукта, охват рынка, в целом и проч.) в несколько этапов. На из них востребованы разные Иными словами - адекватны определенные лидерские роли.
На этапе зарождения (I). С стороны новое делается в среде а с другой, т.к. больших и зримых еще нет – падает уверенность в успехе, и постоянно нужна «подкачка» мотивации подчиненных отношению внешней Поэтому, критично наличие информационного и директивного лидера. На этапе активно развиваются технологии работы, усовершенствуются Нужно обучать, координировать действия людей. время интенсивного роста как правило приток новых людей в команду. Важны директивного и проактивного лидера. На этапе (III) –Интенсивный рост остается «выжать» максимум из ресурсов (люди технологии). Часто происходит сброс балласта оттачивание технологий на максимальную эффективность. Важны проактивный и социоэмоциональный лидеры. Для этапа старения, стагнации (IV). Цель этапа команду и создать систему. Иначе в дальнейшем неизбежен социоэмоциональный и информационный лидер. На этапе возможна существенная смена команд лидеров компании. Т.к. не все оказываются приспособленными к переменам. По предварительной оценке: 50% лидеров эффективно только в 1 роли; - в 2-х ролях; Только 1% может все 4 лидерские роли, универсал. Иногда повысить свою универсальность из-за психофизиологических причин, а иногда просто этого не Например, есть много лидеров, которым интересно работать только с «новыми малых неформальная обстановка. А в большой компании, где формализуются отношения они хотят – и «кочуют» из одной в другую. Возможно и обратное. Таким образом, при стратегическом можно учесть то, что не лидеры команд будут готовы к переменам. Как говорится, кто предупрежден – тот Можно ли лидерству? Встречаются на этот счет две точки 1) Человек или лидер, или И никакие тренинги ему помогут; 2) Лидерами не рождаются, а становятся. Т.е. практически из человека можно Как известно, «в крайностях нет», «истина где-то рядом». С одной стороны, лидером по книгам или посещая лекции наивно. С лидеры необходимы но найти их на рынке труда почти нереально. развивать способности кто есть в наличии. В любом важно учитывать то, что лидер делает В тренинге «Практика лидерства» моделируются ситуации, требующие от применения инструментов лидера (конкуренция подчиненного, конфликты в команде, среды вне и т.д.). И каждый осваивает технологии приобретения укрепления лидерских позиций в коллективе.
|