Требуется лидер. Рынок труда все более стабильным. Все меньше классные и руководители готовы прервать успешную карьеру одной компании перейти в другую из-за прибавки зарплаты. Между тем, среди факторов, влияющих на решение о переходе, все чаще и чаще встречается работать команде настоящим С стороны, один из топ-менеджеров, настоящие лидеры в компании - «стратегический дефицит». же обусловлен такой на лидерство, как у руководителей, так и подчиненных? Последнее работы современного бизнеса требуют постоянных внедряются быстро, если в состоит сплошь из компетентных, гибких и высокомотивированных сотрудников. Такие команды, не тратя свои силы на деструктивные конфликты, готовы сроки достигать амбициозных целей. В мировой практике подобные самоорганизующиеся команды встречаются, хотя редко. Чаще для внедрения нового команде нужен Лидер – это главный драйвер изменений. – ресурс, возможным планирование нововведений. Лидер – человек, с которым подчиненные готовы расти в Руководство и лидерство из каждодневных усилий команд в компании: подразделений. Часто при неуспехе команды вина ложится на ее руководителя. Как в спорте. Побеждает команда – выигрывают игроки. Команда терпит проигрывает Вся ответственность за результат работы команды на ее лидере. Ответственность за результат подразделения – единственное, что нельзя делегировать. руководитель, применяя свои рычаги власти, может так, чтобы подчиненные выполнили работу на нужном уровне качества. О каких рычагах идет речь? Рычаги власти лидера (П. Херси и К. - Законная власть.
- Наличие связей использование.
- Специальные знания.
- Обладание информацией.
- Возможность поощрять. наказывать.
- Личность лидера.
Когда руководителю недостаточно первых 6-ти нужно обладать инструментами Это зависит от команды и особенностей ней. Есть такие подчиненные, готовы принять практически любого человека в качестве руководителя и идти за исключительно силу желания подчиниться установленному Другой уровень иерархии – достаточное чтобы подчиниться. Для других сильный мотив – обладание руководителем знаниями, недоступными для остальных информации. кажутся оправданными – срабатывает установка: «Значит, он что-то знает! Нет дыма без огня!», а иногда - «Жираф ему видней!» – готовы подчиниться из-за того, что у руководителя есть полномочия наказывать. Про таких можно сказать: «Люби как душу, но как или «Не подмажешь – не Но четвертые которые готовы подчиниться только кого они уважают, они доверяют, у кого готовы учиться, у руководителей, которые имеют имидж победителя. Возможно только 7-го рычага власти? Наверное - да, но такие личности, имея только 7-й рычаг, и другие. Не каждый, обладающий руководитель – лидер. Но обратное – верно на 100%: Каждый лидер имеет власть! Лидер, пусть может поощрить наказать, к нему стекается ключевая информация, он быстро нарабатывает внешние связи и т.д. Поэтому руководителю нужны инструменты лидера. Не слово Leadership в переводе означает и руководство и лидерство. В современной России руководителю важно быть лидером. Далее я разницу между этими понятиями – лидер руководитель, буду использовать их как синонимы. Лидер – кто он? Точного определения лидера не существует ни в официальной науке, обиходе. Кого называем лидером? Тот, кто впереди на соревнованиях – лидер. Тот, кому доверяют лидер. Тот, кто умеет организовать людей лидер. Тот, за кем идут – популярнее других в Лидерами мы называем не только людей, например, мы говорим про товар - «Лидер продаж», про – «Лидер на рынке». Даже в животном мире несколько непохожих друг на друга своим лидеров. А какие лидеры существуют в обществе? Какие лидеры востребованы в организациях? этого сделаем небольшой экскурс в лидерства. Исследование лидерства, как наука началась боле лет назад. В начале 20в. активно изучались известных лидеров. И сейчас и книги известных лидеров – продаж. Первая попытка описать системно лидерство была сделана Левиным, при помощи «теории малых групп». Было люди, включенные в группы, реагируют действуют иначе, поодиночке. Появился термин – групповая динамика. Теория «малых до сих пор. В 40-х появился новый подход – теория черт». В основе ее о том, как бы человек не в групповой динамике – его это сделает лидером. Для нужно обладать личностными качествами, которые есть всех лидеров. сих пор идет процесс полного и непротиворечивого списка. 60-х годах в социальной психологии главенствовал Фокус переместился с самого на его поведение. Было отмечено, что независимо от набора личностных качеств, некоторые поведения позволяют лидерам успешно выполнять свою налажен поиск удачных «управленческих стереотипов, алгоритмов» и обучение «правильным действиям». Причиной появления теории ситуативного в 70-80 годах стало очевидно – эффективные лидеры действуют по-разному в разных ситуациях. Универсальных – нет. выбор модели поведения продиктован требованиями окружения. Начиная с работ Тома Уотермана, опубликованных в книге «В поисках появился новый подход – теория совершенного лидерства. Активно изучаются те которые достигают наилучших результатов. Книги Дж. Коллинза «Построенные навечно» и хорошему великому», сейчас пользуются популярностью, развивают этот подход и далее. Если подвести итог всех то можно сказать, что эффективный лидер – это в групповых который обладает определенным набором лидерских личностных применяет эффективные модели поведения в соответствии с ситуациями, этом являясь носителем базовых корпоративных Лидер и команда. роли. Что от такого команда и компания в Например, руководители и лидеры других команд в организации. На первый взгляд некоторые функции по отношению к команде не противоположны другим. Например, сплочение – предотвращение избыточных инициализация обратной связи замалчивания недовольств) – предотвращение конфликтов. одной стороны лидер – команды, а с другой – источник Т.е. лидер – компенсирует чего не команде для достижения внешней Если недостаточно сплоченности команды достижения – ее развивает, если сверх меры – он ее разрушает. Таким образом, можно выделить четыре роли лидера, которые выполняет в команде. То, именно лидерскую роль использовать зависит от 2-х факторов: внешняя командная состояние лидер - определенность, внешней среды команды . Процитирую одного из топ-менеждеров: «Когда я не знаю что произойдет дальше (например, изменения законодательства, регламентирующего деятельность компании) – все я даю понять подчиненным, что все контролем. Иначе они не смогут спокойно По отношению к нему справедлива метафора: «Ты что, самый - Директивный лидер (от слов: директива, - Мотивирует подчиненных на достижение в выгодности достижения каждого, стимулирует, наделяет полномочиями, аргументирует свои предложения для команды. Метафора: «Тебе что, больше всех - «Да!». Проактивный - Организует, координирует действия подчиненных для достижения внешних целей. Мало чтобы подчиненные захотели командных целей. Важно, чтобы они знали что, когда и как каждому надо делать. «Ты лучше всех к цели?» Социоэмоциональный лидер - Развивает у каждого подчиненного приверженность к команде. Составляющие 1) симпатия команды друг к другу (приятно с степень, в которой команда помогает каждому в ней достигать собственных целей (м.б. несвязанных с его работой). Метафора: «Тебе больше чем кому-либо люди?» - «Да!». Лидерские и уровень развития команды, организации. _('vspace=10') align=left> Развитие (объем продаж продукта, рынка, рост организации в целом и проч.) проходит в несколько этапов. На каждом из востребованы разные компетенции словами - определенные лидерские роли. На этапе зарождения С новое делается в среде неопределенности, а с другой, т.к. больших и зримых результатов – падает уверенность в успехе, и постоянно нужна «подкачка» мотивации подчиненных по отношению к внешней цели. Поэтому, критично информационного и директивного На этапе развиваются технологии работы, усовершенствуются бизнес-процессы. обучать, координировать действия людей. Во время интенсивного роста как правило происходит приток новых людей в команду. роли директивного и лидера. На этапе –Интенсивный рост завершен, остается «выжать» максимум из имеющихся ресурсов (люди технологии). Часто происходит сброс балласта и оттачивание максимальную эффективность. Важны проактивный и лидеры. Для старения, стагнации этапа – сохранить команду создать новую систему. Иначе в дальнейшем упадок. Нужен социоэмоциональный и информационный лидер. На каждом этапе существенная смена команд лидеров в компании. Т.к. все оказываются к переменам. По предварительной оценке: эффективно действуют только в 1 роли; 30% - в 2-х ролях; 1% эффективно использовать все 4 лидерские роли, универсал. Иногда повысить свою из-за психофизиологических причин, а лидеры просто не хотят. Например, есть много лидеров, которым интересно работать только «новыми проектами», в коллективах, неформальная обстановка. А в большой компании, где формализуются они работать не хотят и «кочуют» из одной развивающейся компании другую. Возможно и обратное. Таким образом, стратегическом планировании то, что не все лидеры команд будут готовы к переменам. Как говорится, кто – тот защищен. ли обучить лидерству? Встречаются на этот счет две зрения: 1) или лидер, или ведомый. никакие тренинги ему не помогут; Лидерами не рождаются, а становятся. Т.е. практически из человека можно сделать Как известно, «в правды нет», а «истина где-то рядом». одной стороны, стремление стать лидером книгам или посещая лекции наивно. С другой, лидеры компании, но найти их труда почти Нужно развивать тех, кто есть в любом случае, важно учитывать то, что лидер себя сам! тренинге «Практика лидерства» моделируются ситуации, требующие от участников применения инструментов лидера (конкуренция в команде, высокая среды вне команды, и т.д.). И каждый осваивает технологии приобретения и лидерских позиций в коллективе.
|