МОТИВАЦИЯ ИЛИ МАНИПУЛЯЦИЯ: как заставить сотрудников хотеть работать? С точки технологий, все, предлагают консультанты мотивации подчиненных, очень напоминает приемы. Этично ли это? Или менеджмент настолько циничная область, об этике не стоит? Насколько полезна манипуляция подчиненными прагматической точки зрения? Как связаны горящие глаза сотрудников со степенью их и харизматической силой руководителя? Всем "тот, кто делает больше, тот, кто может" (Г. Марри). Олимпийские чемпионы не всегда обладают лучшей физической формой и технической подготовкой, чем те, кто уступает первое они всегда более мотивированы на победу, чем их соперники. В этом плане показателен один пример. консультантов «Интеллект Сервис» проводила исследование производственного процесса на предприятии По результатам замеров времени выполнения операций консультанты нашей компании модель и рассчитали требуемое количество персонала. Менеджеры предприятия решили провести эксперимент: опробовать новую схему работы действии. В условиях жесточайшего контроля, угрозой увольнения, рабочие не смогли они в нормальной рабочей не было упрекнуть: они работали изо всех сил. результаты оказались два раза хуже. В этом примере менеджеры попытались заменить контролем и страхом индивидуальную мотивацию рабочих на достижение результата. При этом прекрасно представлял, сулит им успех эксперимента: сокращение и увеличение рабочей Как Лев Толстой: «Никакая деятельность может быть если она не имеет основы в личном интересе». Вопрос только в соединить интересы компании личными интересами сотрудников? Где у него кнопка? Теоретики практики массу рецептов. Например, Светлана Иванова в книге «Мотивация на А где же у него выдержавшей три переиздания (Альпина Бизнес Букс, 2007) предлагает свою технологию мотивации. Она в что мы изучаем «карту мотиваторов сотрудника». понять, что важно для этого человека (например, деньги, творческая задача, карьерный рост, коллектив, четкость целей или что-то И все и совершаемые компанией отношении данного сотрудника, преподносятся с к его То для кого важен творческий подход, подчеркиваем, как он может творить выполнении поручения. А тому, кому важна стабильность, как он может ее решив поставленную задачу. Именно такой подход, по мнению автора, добиться наибольшей эффективности общения и позитивного на сотрудника. понятная, и, несомненно, позволяющая добиться результата. Вопрос только в том, почему она срабатывает? Ответ прост: почти всегда! Е. Л. Доценко назвал это эксплуатацией личностных (мотивационных) структур Е. Механизмы психологической защиты от манипулятивного Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических МГУ, 1994) Что такое манипуляция? Это преднамеренное и скрытое другого человека к состояний, принятию решений и действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей (Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб.: Речь, манипулятора человека что-то нужное, но так, человеку казалось, что решил это сделать, причем принял это решение не наказания, а по своей доброй воле. На самом же деле он действует под влиянием тех мыслей и которые смог вызвать в затронув значимые для адресата «струны или мотивы. Манипулятор — это мастер чужих мотивационных структурах, или чужой души. он тем тоньше и искусней, чем большее количество в чужой душе может и затронуть. это отличается от технологий мотивации??? Елена Сидоренко (там же) делит мотиваторов, манипуляторов на подвида: арфисты. «Манипулятор-балалаечник в другом человеке, кем бы он ни был, всего три струны — в балалайке. Например, алчность страх. Обращаясь к человеку, который кажется ему балалайкой, он старается задеть его гордость, чувство собственной значимости, его стремление получить побольше (или меньше потерять), стремление обезопасить себя» топ-менеджера из эпиграфа?). «Манипулятор-арфист каждом человеке улавливает струны и прицельно них играет. Это может быть любопытство, зависть, стремление независимости, властность…». Или творческая задача, рост, коллектив, четкость целей… Но ведь работает… Конечно, манипуляциями вся жизнь. И манипулятивные технологии срабатывают, то может и стоит беспокоиться? Тот же Е. Доценко что манипуляция все же предпочтительнее, чем физическая расправа или прямое принуждение. в конце концов, победителей не судят! Если руководитель достижение целей, какая разница как он это делает? Если обеспечивает, то – да. Не будем углубляться допустимости манипуляций с этической точки зрения. Давайте рассмотрим сугубо прагматические аспекты и последствия такого управленческого воздействия. В том случае, когда нам надо вдохновить на какой-то задачи, такой метод повышения мотивации может быть весьма эффективным. Если на короткую дистанцию перед стартом именно то слово, которое превозмочь себя, то, он будет нам Но продолжительность забега не секунды, не минуты, а годы? такой метод в повседневную практику, только его, серьезно рискуем. Ведь то, что хорошо работает в краткосрочной перспективе, часто работает против нас в перспективе которого зацепили раз, другой, третий рано или поздно поймет, что его И в нашей корпоративной среде появится еще один человек, живущий по принципу: «ответим красный террор белой расшифровывающий серп молот только и забивай». одна возможная проблема, связанная с перебором в использовании этой в том, что и сотрудников возникнуть желание руководство. И они возьмут на Ведь все манипуляторы. Кто-то кто-то Те, кто плохо владеет этим навыком, будут выбывать игры и из организации. И, рано или поздно, у нас сформируется дружный мотиваторов, которые будут играть в манипулятиивные игры друг с другом. Картина не слишком радужная. И с точки достижения поставленных целей возникает масса вопросов. Я не хочу сказать, что знание мотиваторов своих приводит к краху организации. Просто четко понимать границы этой технологии уровня Давайте ситуации, в которых она действительно будет полезна. Методика применима, если. Нам нужно вдохновить на выполнение задачи, имеющей четкие временные рамки. чем, результат принесет удовлетворение не только руководителю, и самому Ситуация «надо». Есть лекарства а есть полезные. Каждому из приходится давать не или приятные Исключение: если такие у поступают по несколько раз в день. Не пожар (в случае не до сантиментов), а просто авральная ситуация. Опять же, если для вашей организации это норма жизни. В этих и ситуациях стоит связать задание и интересы сотрудника. Но это нельзя делать часто! помнить, что «тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека интенсивному труду, завтра может способствовать "отключению" того же самого человека. Никто точно не действует механизм мотивации, какой силы должен быть фактор когда он сработает, говоря уж о том, почему срабатывает» (Ричард Хендерсон). эту методику, не забывайте, что меняется. том числе и карты мотиваторов. А если дистанция длинная? Что же делать во всех ситуациях? По исследования Ф. Герцберга к мотивирующим факторам отнести Работа сама по себе. успех. достижений. Ответственная работа. Рост и развитие. Прилагая специальные для чтобы наших подчиненных было больше возможностей почувствовать успех, поручая им ответственную работу, внося в обязанности больше разнообразия, стимулируя их рост и развитие, обеспечивая их достижений, мы тем самым способствуем повышению их личной мотивации. Вот идей для повышения подчиненных. Работа сама по себе применение различных методов управления зависимости от уровня развития (об этом чуть предоставление возможности работать по-своему специальные мероприятия, почувствовать гордость свою фирму участие в принятии решений Достижения, успех создание специальных проектов, части работы в проект четко обозначенными сроками и оценки обсуждение путей достижения цели Признание достижений похвала (лично, по телефону, письмах, собраниях…) вознаграждения, призы, грамоты регулярное Ответственная работа предоставление дополнительной информации поощрение новых идей введение развитие планирование карьеры обучение перевод на другую работу, новый опыт, горизонтальная Однако, если я начну применять отрабатывать «правильные» навыки, внедрять их в но не их, то эта модель и эти навыки не приживутся. Когда принимаем пищу, то что-то а что-то нет. свои модели и своих сотрудников, не изменив своего отношения к ним Если я считаю их «быдлом», то они заплатят мне тем какие бы правильные слова я говорил. По Д. Мак Грегора все делятся тех, кто считает, что: Средний не любит трудиться. Основной тенденцией его поведения является уклонение Работников нужно принуждать к работе. Средствами принуждения могут угрозы, наказание, а также награды. Средний работник избегает И тех, кто что: Физический или умственный столь игра или отдых. Внешний и угроза наказания не являются определяющими в трудовой активности работников. Люди способны действовать самостоятельно, отождествляют свои цели с целями организации. Командование и прямое принуждение не являются лучшими способами управления. Достижение цели само по себе является При этом самовыражение как одна высших форм социальных потребностей человека. Этой стороне мотивации придают слишком малое значение. Можно создать такие условия, средний человек к ответственности. Среди людей широко распространена способность высокой воображения, изобретательности творчества. Изобретательность рабочего перехитрить любую систему контроля, придуманную администрацией. Наши представления о людях во многом определяют их поведение. Попробуйте В этом вам поможет следующий 1. Вспомните того который кажется вам недостаточно неправильно мотивированным для его работы. Оставьте за сознания все, что Вы знаете об этом человеке, его мотивах сосредоточьтесь на том, каким Вы хотите его Составьте себе желаемое для Вас об человеке. Какие должен ставить перед собой К он стремиться? 2. Добейтесь того, чтобы перед Вами его отчетливый идеальный образ. Представьте что он уже стал Вам хотелось бы его видеть. 3. Теперь, этому человеку по какому-либо обращайтесь Вашему представлению о нем. Ваше предсказание самоисполнится — станет ближе к Вашему идеальному представлению о нем. Не все хотят или все готовы? здесь не обойтись без вопросов. Какова правильной передачи ответственности и получения на выходе высоко мотивированного сотрудника? Согласно теории Херси—Бланшар, выбор стиля лидерства степени определяется выполнять При этом авторы теории определяют понятие готовности: работник готов к выполнению задания, если он: 1) способен его выполнить (компетентность); 2) хочет его выполнить; 3) уверен в своих силах В свою очередь, способность выполнить задание предполагает наличие работника знаний, навыков опыта. Желание с заданием мотивацию и убежденность выполнить задания. Таким образом, готовность последователей можно охарактеризовать четырьмя возможными комбинациями факторов
|
Более: - 200 документов - для 30 должностей - в 8 возможных отделах - плюс два десятка методик - в одном структурированном пакете документов: |
Заказать
|
СПб, Невский пр. 22/24
тел: (812) 90-90-400
факс:(812) 252-19-70
e-mail: milacenter@bk.ru
часы работы:
с 10 до 19 |
На данный момент в нашей фирме открыты 2 вакансии.
|
|