СУЩНОСТЬ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ, ВИДЫ ОПТОВЫХ ТОРГОВЦЕВ
Оптовая торговля - деятельность, связанная с поставками товаров или услуг посредникам на рынке, розничным торговцам или клиентам. Но не относится к оптовой деятельности сбыт производителями своих товаров (так как их главная функция - не сбыт, а производство), а также розничная торговля. Оптовых торговцев также называют дистрибьюторами.
Оптовые торговцы отличаются от розничных по некоторым признакам:
Оптовики меньше уделяют внимания продвижению товаров, атмосфере и местоположению торговых помещений.
Объемы оптовых сделок в среднем намного больше, а количество - намного меньше, чем у розничных торговцев.
Государственное регулирование торговли различно по отношению к оптовикам и розничным торговцам, что отражено в законах и налогах.
Существенным является вопрос о том, какова роль оптовых посредников в распределении продукции. Могли бы производители с не меньшей эффективностью торговать напрямую с конечными потребителями или розничными посредниками. Ответ заключается в том, что оптовики некоторые функции товародвижения выполняют эффективнее других участников каналов распространения.
Продвижение и продажа. Оптовики связывают производителя со множеством розничных торговых сетей и магазинов, причем делают это дешевле и быстрее, чем могли бы сами производители.
Формирование ассортимента и закупки. Оптовики планируют ассортимент, освобождая розничных торговцев от излишней работы.
Массовость. Оптовики поставляют товар розничной торговле с меньшими издержками.
Складирование. Дистрибьюторы занимаются хранением товара, сокращая затраты и риски покупателей и поставщиков.
Транспортировка. Оптовики быстрее доставляют товар покупателям, поскольку находятся, как правило, ближе, чем фирма-производитель.
Финансирование. Дистрибьюторы финансируют клиента, предоставляя кредит и оплачивая крупные партии товара.
Принятие риска на себя. Оптовики принимают часть риска на себя, в том числе риски, связанные с повреждениями, потерей, порчей, воровством или устареванием товаров.
Маркетинговая информация. Оптовые торговцы имеют большие объемы информации о деятельности компаний-конкурентов, изменении цен, появлении новых товаров или модификаций.
Консультационные услуги и услуги управления. Иногда оптовые посредники оказывают разнообразную поддержку розничных торговцев. Они могут обучить их продавцов, разработать планировку магазина, оформление витрин, установить новые системы управления запасами, документооборота и учета. Также оптовые компании могут обучать персонал розничных техническому обслуживанию нового поставленного оборудования.
Значение оптовой торговли увеличивается, поскольку:
• растет число крупных производителей, значительно удаленных от основных покупателей,
• увеличиваются объемы произведенного впрок товара, а не для выполнения конкретных поставок по заключенным договорам,
• растет число уровней промежуточных компаний-производителей и потребителей,
• рынок становится все более требователен к количеству, упаковке и разновидностям товаров.
Существует четыре основных вида оптовых компаний, а также несколько соответствующих подвидов.
Собственно оптовики. Такие компании получают титул собственности на продукцию. Подразделяются на оптовые компании полного цикла обслуживания и ограниченного цикла обслуживания.
Оптовые компании полного цикла обслуживания предоставляют весь набор услуг: от хранения товара, содержания штата продавцов, до содействия розничным торговцам в вопросах управления. К таким торговцам относят торговцев оптом, работающих с розничными компаниями, и дистрибьюторов продукции промышленного назначения, которые продают товары производственным предприятиям, а не розничной сети.
Компании ограниченного цикла обслуживания предоставляют лишь некоторые услуги своим партнерам. Это может быть компании типа «плати и уноси», аналогом которых в России являются мелкооптовые рынки; коммивояжеры, продающие товары ограниченного ассортимента прямо с рук за наличный расчет; брокеры, которые принимают право собственности и риски только на время от поступления заказа и до окончания доставки; производственные кооперативы, находящиеся в долевом владении у его участников, например, фермеров, для совместной реализации своей продукции; оптовые распространители по каталогам, рассылающие каталоги потенциальным клиентам, предлагают обычно ювелирные изделия, косметику, специализированные продукты питания.
Агенты и брокеры. Не имеют титула собственности на распространяемый товар. Их главная задача - содействие заключению договоров купли- продажи, с которых они имеют какие-то комиссионные, обычно от двух до шести процентов от суммы сделки. Зачастую такие торговцы специализируются только на определенных товарах или покупателях. Брокера нанимают для того, чтобы он нашел покупателя на партию товара; он не принимает на себя никакого риска, только помогает сторонам договориться. Агенты представляют либо продавцов, либо покупателей, но на более-менее постоянной основе. Бывают агенты, занимающиеся только закупками или только продажами, а также агенты-комиссионеры, которые вступают во владение товарами, прежде чем реализовать его, несут все риски, связанные с этим, а после реализации рассчитываются с поставщиком, забирая заранее оговоренные комиссионные.
Конторы и отделения розничных торговцев и производителей. В данном случае функции оптовика выполняет непосредственно либо розничный торговец, либо производитель продукции. Зачастую для этого в компании образуется специальная структурная единица, отдел. Сбытовые отделения хранением товара занимаются, а сбытовые конторы нет. Закупочные конторы и отделения призваны исполнять такие же функции, как и агенты или брокеры.
Различные специализированные оптовые торговцы. Такие торговцы характерны лишь для некоторых отраслей. Это могут быть скупщики сельскохозяйственной продукции у фермеров, шкурок пушных зверей у народов Сибири и Крайнего Севера, оптовики-аукционисты и так далее.
|