ЧТО ТАКОЕ БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ?
Развитие биржи связано с историей развития торговых отношений. Первые «биржи» возникли еще в Японии в I в.н.э и в Древнем Риме в конце II в. Сам слово «биржа» получило свое настоящее значение благодаря имени нидерландского маклера Ван дер Бурсе, жившему в XV веке. В России первая биржа возникла в 1703 г. по указу Петра I. Нижегородская и Рыбинская товарные биржи были созданы в 1842 году, а расцвет биржевой торговли в России пришелся на 80-е - 90-е гг. XIX в.
Сначала биржи воспринималась просто как место купли-продажи. В последствие биржа расширила свои функции и стала заниматься определением цен на товары, обеспечением ценовой гласности, урегулированием спроса и предложения и выполнять ряд других функций.
В настоящее время биржа является сложным организмом, предназначенным для организации и функционирования рынка. Итак, биржа - это место заключения контрактов на поставку продукции исходя из прогнозируемого спроса и предложения. Изменение прогнозных оценок в зависимости от множества происходящих событий (климатических условий, экономических, политических, социальных процессов) выражается в продаже «лишних» планов-контрактов или приобретении новых. Биржа - это институт, представленный комплексом правил, регламентирующих поведение хозяйственных агентов, и в то же время предоставляющий хозяйственным агентам определенную свободу действий и ряд услуг. Биржевой механизм - механизм организационного самоформирования спроса и организационной самореализации предложения. На бирже покупатель и продавец не связаны друг с другом. Процесс купли-продажи осуществляется через посредников. Цена зависит от спроса и предложения.
Современная организация биржевой торговли имеет специфику на каждом отдельном рынке. Наиболее распространенной ее формой для биржевых товаров является посреднический рынок, ( или телефонный). К его появлению и развитию привели рост конкуренции других форм сбыта, увеличение концентрации и централизации капитала в торговле, развитие транспорта и средств связи, а также неустойчивость экономики. Его центрами являются ассоциации торговцев, которые разрабатывают типовые контракты, обеспечивающие стандартизацию условий торговли.
Типовые контракты позволили широко использовать современные средства связи для заключения сделок. Телекс и телефакс, благодаря использованию типовых контрактов, сейчас считаются таким же законным подтверждением факта заключения сделки, как и письменный договор.
Важную роль в формировании современного телефонно-телексного рынка сыграло развитие фьючерсной биржевой торговли. В результате возникла возможность заключать большую часть сделок по телексу или телефаксу на основе биржевых котировок и с использованием механизма фьючерсных бирж в целях хеджирования.
Посредники имеют линии прямой телексной и телефаксной связи как со своими отделениями и филиалами, так и с потребителями, поставщиками и перепродавцами из других стран, где есть посреднические рынки. Мгновенная связь, доступная всем фирмам, способствует установлению тесных отношений рынков отдельных стран, интегрируя их в единый мировой телефонно-телексный рынок. Благодаря этому посредникам удается снизить издержки обращения и повысить свою конкурентоспособность по сравнению с другими участниками торговли.
Кроме торгово-посреднических услуг, в сфере телексной и телефаксной связи, в маркетинге используются товарообменные операции.
Товарообменные операции на бирже могут выполняться как с участием биржевых посредников, так и самостоятельно с последующей регистрацией их в качестве биржевых сделок. Пропорции обмена устанавливают обменивающиеся стороны, при этом биржевой посредник (брокер) информирует о сложившихся пропорциях на момент сделки.
На биржу представляется для обмена продукция, которая является собственностью предприятия из числа произведенной или сверхнормативной и неиспользуемой, за исключением продукции, свободная реализация которой ограничена или запрещена.
Работу биржи можно описать следующим образом:
Во время торгов представители посетителей биржи дают заказ на обмен брокеру или биржевому посреднику. Брокер заносит заказ в журнал и ищет варианты обмена по заказам посетителей. При отсутствии таковых биржевой посредник высвечивает на табло вариант обмена (при отсутствии табло вариант обмена подается голосом). Контрагент, которому подошел вариант обмена, ставит в известности биржевого посредника. Последний регистрирует сделку в журнале и передает документы в регистрационное бюро. В случае отсутствия контрагентов по обмену заказ снимается или сохраняется в ин- формационно-поисковой системе для дальнейшего поиска (только для членов биржи и постоянных посетителей).
Биржевой посредник от имени биржи может заключать с постоянным клиентом договор поручения (комиссии), в соответствие с которым обязуется за определенное вознаграждение обменять товар в интересах клиента. В этом случае присутствие полномочного представителя клиента на биржевом торге не обязательно.
Заказ на товарообменные операции состоит из двух частей.
В первой части указана продукция, представляемая для обмена. В ней содержатся наименование продукции, предлагаемый к обмену объем, срок поставки (в случае, если предлагается к обмену продукция, которая еще не произведена), условия поставки и реквизиты предприятия-владельца.
Во вторую часть включены те же данные на продукцию, которая необходима предприятию. Отдельно указываются пропорции обмена и условия расчетов.
За несоблюдение срока хранения товара и неинформирование биржевого посредника о его отсутствии биржа может наложить на заказчика штраф в размере, установленном Биржевым комитетом.
|